Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ООО "РМ Центр" по доверенности от 16.08.2021 N 13 Подвойской О.В. (далее - также Участник, Поставщик), в отсутствии представителей ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее также - Заказчик), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. от 27.10.2022 N27717-ЭП/22) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и
порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.03.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку картриджей, тонер-картриджей для печатающей техники с цветной струйной печатью, в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (номер извещения 0872100001022000021 ) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 245 770,00 руб.
В соответствии с Протоколом от 08.04.2022 NИЭА1 подведения итогов электронного аукциона победителем Аукциона признано ООО "РМ Центр", с которым 19.04.2022 заключен государственный контракт N 2222188100092007811529430/0872100001022000021 (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 Контракта установлено, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, осуществить поставку картриджей, тонер-картриджей (далее - товар), для печатающей техники с цветной струйной печатью, в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения, установленной в подразделениях ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в соответствии со Спецификацией товара (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
В соответствии с п. 3.1 Контракта поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме (единовременной партией) в срок до 10 рабочих дней с момента заключения Государственного контракта, т.е. до 05.05.2022.
Пунктом 4.1. Контракта установлено, что Приемка результатов исполнения Контракта, а также поставленного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Контрактом, и оформляются документом о приемке, который подписывается Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком), либо Заказчиком в те же сроки Поставщику направляется мотивированный отказ от подписания такого документа.
Пунктом 4.3. Контракта установлено, что Поставщик в установленный Контрактом срок оформляет документ о приемке в соответствии с настоящим разделом Контракта.
Пунктом 4.4. Контракта установлено, что Поставщик в установленный Контрактом срок формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в Контракт идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара информацию о Поставщике, предусмотренную пп. "а", "г", "е" ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
б) наименование поставленного товара;
в) наименование страны происхождения поставленного товара;
г) информацию о количестве поставленного товара;
д) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара;
е) иную информацию с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4.5. Контракта установлено, что К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке.
К документу о приемке прилагаются документы, указанные в пп. 3.5 настоящего Контракта.
Пунктом 4.6. Контракта установлено, что Документ о приемке, подписанный Поставщиком, не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС, автоматически с использованием ЕИС направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
Пунктом 4.7. Контракта установлено, что Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 4.6 настоящего Контракта, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Пунктом 4.8. Контракта установлено, что По решению Заказчика для приемки товара, результатов отдельного этапа исполнения Контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
В случае создания приемочной комиссии в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке:
а) члены приемочной комиссии Заказчика подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и ЕИС;
б) после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в ЕИС. Если члены приемочной комиссии не использовали усиленные электронные подписи и ЕИС, Заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
Пунктом 4.9. Контракта установлено, что Контракта установлено, что Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в ЕИС в соответствии с пп. "а" и "б" п. 4.7 или пп. "б" п. 4.8 Контакта направляются автоматически с использованием ЕИС Поставщику. Датой поступления Поставщику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик.
Пунктом 4.10. Контракта установлено, что В случае получения Поставщиком мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом Контракта.
Пунктом 4.12. Контракта установлено, что Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Пунктом 5.4.3. Контракта установлено, что Проводить экспертизу товара в целях проверки соответствия его условиям Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению Заказчик может привлекать экспертов, экспертные организации.
23.05.2022 в рамках исполнения Контракта Поставщик поставил Заказчику товар.
24.05.2022 В соответствии с п. 3.5, п. 4.4 Контракта Поставщик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) подписанный усиленной электронной подписью документ о приемке.
В соответствии с п. 4.7 Контракта Заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС документ о приемке либо формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Таким образом, Заказчик обязан подписать документ о приемке либо направить мотивированный отказ в срок до 22.06.2022.
30.05.2022 Заказчик разместил в ЕИС уведомление об уточнении электронного документа, на основании которого Поставщик должен внести изменения в документ о приемке согласно указанной в уведомлении информации. В уведомлении Заказчик указал следующую информацию: "В приемке Товара, доставленного 23.05.2022, отказать в полном объеме", которую Поставщик не должен и не может (не предусмотрено системой ЕИС) внести в документ о приемке.
Заказчик не сформировал и не разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно п. 4.10 Контракта в случае получения Поставщиком мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе.
Заказчик не подписал в ЕИС документ о приемке и не разместил мотивированный отказ.
12.07.2022 Заказчик направил акт рекламации N 1 без даты (далее - Акт рекламации), в котором указано, что экспертной комиссией проведена экспертиза поставленного товара, оформлено экспертное заключение от 30.05.2022, которое является неотъемлемой частью Акта рекламации и основанием для подписания мотивированного отказа от подписания документа о приемке в ЕИС. В Акте рекламации указано, что Поставщику необходимо забрать товар, а контрактной службе Заказчика направить Поставщику Акт рекламации для устранения недостатков в указанные сроки.
Заказчик не приложил к направленному Поставщику Акту рекламации экспертное заключение от 30.05.2022. Комиссии оно также представлено не было.
Поставщик не получал от Заказчика указанные в Акте рекламации информационные письма от 07.06.2022 исх. N 578/992 и от 29.06.2022 исх. N 585/992.
15.07.2022 Поставщик направил Заказчику письмо N 757-07/22, в котором просил оперативно направить экспертное заключение от 30.05.2022, информационные письма от 07.06.2022 исх. N 578/992 и от 29.06.2022 исх. N 585/992 на указанный в Контракте адрес электронной почты: opt@alirgroup.ru.
15.07.2022 Заказчик направил Поставщику экспертное заключение от 30.05.2022 Поставщик своевременно осуществил замену товара (отправили 22.07.2022, уведомили Заказчика, замена получена Заказчиком 25.07.2022).
На основании актов рекламации N 2, N 3 Поставщик своевременно осуществил замену товара, замена получена Заказчиком 27.09.2022.
05.10.2022 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от приемки товара и указал в причине отказа "согласно доводам, перечисленным в Заключении экспертной комиссии", но акт рекламации N4 не разместил в системе ЕИС.
На 12.10.2022 Поставщик не устранил недостатки, указанные в рекламационном акте N4 от 05.10.2022
13.10.2022 Заказчик разместил в системе ЕИС акт рекламации.
14.10.2022 представитель Поставщик приехал на адрес Заказчика с целью забрать товар и осуществить его замену. На телефонные звонки Заказчик не отвечал.
17.10.2022 Поставщик направил Заказчику письмо N 1179-10/22, в котором требовал 14.10.2022 обеспечить передачу не принятого по Контракту товара транспортной компании DPD для возврата товара в адрес Поставщика с целью осуществления замены товара.
24.10.2022 Поставщик направил Заказчику уведомление N 1224-10/22, что 19.10.2022 замененный товар передан транспортной компании DPD (трек номер для отслеживания 35630001561).
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5.3.4, 10.6 Контракта, 27.10.2022 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Исполнитель сообщил, что ООО "РМ Центр" в соответствии с Государственным контрактом начиная с 23.05.2022 выполнял обязательства по поставке товара, Заказчиком указанный товар принят не был ввиду несоответствия некоторых позиций Товара, однако Закачик неоднократно нарушал условия Контракта в части приемки Товара. При этом, ООО "РМ Центр" неоднократно обращался к Заказчику, а также производил замену Товара.
Изложенное выше свидетельствует об отсутствии недобросовестности в поведении Исполнителя. Следовательно, отсутствуют основания для внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "РМ Центр" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу о том, что включение ООО "РМ Центр" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Информацию об ООО "РМ Центр" (ул. Большая Черкизовская, д. 20, стр. 1 107553, Москва ИНН: 7718868981) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 ноября 2022 г. N 078/10/104-793/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022