рассмотрев обращение (вх. N 16009/22) Управления экономического развития и сельского хозяйства администрации Ординского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Отлов плюс" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории Ординского муниципального округа Пермского края (идентификационный код закупки: 223591700586659170100100010000000244),
УСТАНОВИЛА:
10.01.2021 г. между Заказчиком и ООО "Отлов плюс" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории Ординского муниципального округа Пермского края на сумму 231 600,00 руб. (далее - Контракт).
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 27.10.2022 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 27.10.2022 с принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В связи с тем, что Исполниетелем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по обращению с животными без владельцев на территории Ординского муниципального округа Пермского края (далее (услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), и иными приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг с момента подписания Контракта до 31.10.20222 г.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказания услуги, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
6.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- нарушение Исполнителем условий контракта, ведущих к снижению качества услуг, срыву сроков оказания услуг;
- задержка Исполнителем начала и хода работ по причинам, независящим от Заказчика, более чем на 14 дней;
- изменение законодательства в период выполнения обязательств по контракту, изменяющие условия контракта;
- выдача актов государственными органами в соответствии с действующим законодательством, лишающих Подрядчика права на оказание услуг.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что 10.08.2022 г. и 07.09.2022 г. Заказчиком были направлены заявки N 144 и N 161 соответственно. Вместе с тем, Исполнителем услуги по указанным заявкам исполнены не были. Неоднократность неисполнения Исполнителем условий Контракта подтверждается направленными Заказчиком в адрес исполнителя претензиями N 152 от 23.08.2022 г. и N 159 от 01.09.2022 г.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
14.09.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Указанное решение направлено в адрес Исполнителя посредством Почты России.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках дата надлежащего уведомления Исполнителя - 08.10.2022 г., в связи с тем, что Заказчиком было получено почтовое уведомление, подтверждающее получение Исполнителем указанного решения Заказчика.
Следовательно, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках дата вступления в силу решения об одностороннем отказе - 18.10.2022 г.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 20.10.2022 г.
В письменных пояснениях представитель Исполнителя указал, что исполнение обязательств по Контракту не осуществлялось по причине наложения определением Осинского районного суда Пермского края от 22.08.2022 г. запрета на деятельность соисполнителей и арендаторов - Пешина Д.С. и Женихов А.В., с которыми Исполнителем были заключены контракты во исполнение условий Контракта. 19.10.2022 г. Пермским краевым судом было принято решение об отмене вышеуказанного определения, в связи с чем, исполнение Контракта будет возобновлено Исполнителем.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу о том, что оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Установлено, что в целях исполнения Контракта, Исполнителем были заключены следующие договоры:
- договор об оказании социально-ориентированных услуг по: учету, карантированию, лечению, вакцинированию, стерилизации, содержанию, гуманному умерщвлению (эвтаназии) животных без владельцев на территории Пермского края от 01.07.2022 г с ИП Пешиным Д.В.;
- договор об оказании социально-ориентированных услуг по: учету, карантированию, лечению, вакцинированию, стерилизации, содержанию, гуманному умерщвлению (эвтаназии) животных без владельцев на территории Пермского края от 01.10.2022 г с ИП Жениховым А.В.;
Установлено также, что на основании договора аренды земельного участка от 09.08.2022 г., на котором, согласно пояснениям сторон, находится, в том числе АНО "Приют безнадзорных животных "Дружок"., Пешин Д.В. является арендатором указанной территории, а Петров Д.А. - арендодателем.
В соответствии с представленным в адрес Комиссии определением Осинского районного суда Пермского края от 22.08.2022 г., был установлен запрет АНО "Приют безнадзорных животных "Дружок", ИП Женихову А.В. и другим лицам, осуществляющим деятельность в сфере обращения с животными без владельцев и животных, от права собственности на которые владельцы отказались; ИП Петрову Д.С. осуществлять деятельность по передаче земельного участка третьим лицам для осуществления деятельности по учету, карантированию, лечению, вакцинированию, стерилизации, содержанию, гуманному умерщвлению (эвтаназии) животных без владельцев до вступления в законную силу решения суда.
Вместе с тем, согласно представленным в адрес Комиссии счетам на оплату, Исполнителем, в период с января до июля 2022 г. были оказаны услуги, предусмотренные Контрактом на сумму 171 096,46 руб., что составляет 73.88 % от максимальной цены Контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителя не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполниетля взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Отлов плюс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Отлов плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 октября 2022 г. N РНП-59-463
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022