Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение Управления МВД России по г. Перми (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по усилению фундамента и капитальному ремонту отмостки здания ОП N 6 Управления МВД России по г. Перми. (изв. N 0356100001122000060),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100001122000060 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по усилению фундамента и капитальному ремонту отмостки здания ОП N 6 Управления МВД России по г. Перми.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 940 303,30 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 25.10.2022 N 12714/22) рассмотрение обращения было назначено на 26.10.2022 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.10.2022 в целях принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.10.2022 NИЭА1 победителем закупки было признано ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" с предложением о цене контракта - 2 690 377,46 руб.
Согласно ч. 7 ст. 51 Закона о закупках заказчик в порядке, установленном ст. 51 Закона о закупках заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 ст. 51 Закона о закупках признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о закупках, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о закупках не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о закупках). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не выполнены требования п.3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках) и ч. 5 ст. 51 Закона о закупках:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о закупках:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 51 Закона о закупках протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В ч. 4 ст. 96 Закона о закупках установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 104 Закона о закупках.
В извещении о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлено, что обеспечение исполнения контракта предусмотрено.
11.10.2022 г. - Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта.
На указанный проект контракта ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" направило протокол разногласий.
19.10.2022 г. - Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) доработанный проект контракта.
В силу ч. 5 ст. 51 Закона о закупках регламентированным сроком для подписания контракта является - 20.10.2022 г.
21.10.2022 г. - Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС протокол признания ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" уклонившимся от заключения контракта.
21.10.2022 г. - сведения об уклонении Общества были направлены в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В предоставленных объяснениях ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" в отношении обращения Заказчика о признании Общества уклонившимся от подписания Контракта пояснило следующее.
Технологии и методы производства работ обеспечиваются в полном соответствии с техническим заданием, стандартами, строительными нормами, в соответствии с действующими на территории РФ нормативно-правовыми актами, по окончании работ объект должен соответствовать санитарным нормам и правилам, правилам пожарной и технической безопасности. Указанные требования, в соответствии с положениями вышеуказанного контракта, должны обеспечиваться Подрядчиком.
Такие контрактные требования, по мнению ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ", невозможно обеспечить без нарушений действующего в РФ законодательства при имеющимся положении дела, в связи с чем Обществом направлены соответствующие обращения в адрес Заказчика.
Подрядчик сообщает, что со стороны Заказчика не представлен проект инженерно-геологических изысканий, со стороны ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" не может быть подписан контракт, поскольку в районе производства работ в исторической части застройки г. Перми под землей проходят малые реки Перми, забранные в трубы, что создаёт, по мнению Подрядчика, нестабильность грунтов, и производство работ без предварительных дорогостоящих изысканий общей стоимостью от 700 000,00 руб. до 1 500 000,00 руб. Поэтому, по мнению ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ", договорные работы производить невозможно.
Также Подрядчик направлял запрос в ООО "Стройлаборатория". В ответ на указанный запрос, ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" получил следующий ответ:
1. Проведение инженерно-геодезических изысканий с согласованием всех имеющихся коммуникаций;
2. Проведение инженерно-геологических изысканий для определения характеристик грунтового основания фундамента;
3. Обследование строительных конструкций здания для сбора нагрузок, определения его технического состояния и расчёта несущей способности фундаментов;
4. Разработка рабочих чертежей по усилению конструкций фундаментов.
Управление МВД России по г. Перми в своих пояснениях указало, что извещение N 0356100001122000060 содержит локальный сметный расчёт, составленный и согласованный с отделом организации капитального строительства и капитального ремонта УОТО ГУ МВД России по Пермскому краю, а так же описание объекта закупки, в котором прописаны требования к качеству и техническим характеристикам работ, а именно, технология и методы производства работ обеспечиваются в полном соответствии с техническим заданием, стандартами, строительными нормами, правилами и иными действующими на территории РФ нормативно-правовыми актами.
Заказчик также акцентирует внимание на том, что с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до даты окончания подачи заявок в адрес Управления МВД России по г. Перми запросов на разъяснение извещения не поступало.
Проанализировав предоставленные объяснения и документы, комиссией установлено следующее.
Представленный в матери алы дела участником закупки ответ ООО "Стройлаборатория" носит общий, абстрактный характер. К ответу на запрос не прикреплены документы, которые бы конкретизировали содержание вышеуказанного документа. При анализе данного ответа на запрос, невозможно точно определить объект запроса, а так же не представляется возможным установить, действительно ли запрос производился в отношении документации к вышеуказанной закупке. Также неясно с какими именно положениями Контракта не согласно ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ".
Кроме того, ООО "Стройлаборатория" является сторонним коммерческим юридическим лицом. ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" не предоставило никакие документы, которые бы подтверждали экспертный статус упомянутой выше организации.
Так же важно акцентировать внимание на том, что при подаче заявки для принятия участия в закупке, ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" имело возможность в полной мере ознакомиться со всей документацией, указанной в извещении, в том числе с технической документацией относительно предполагающихся работ. Таким образом, Подрядчик имел достаточно данных, что бы детально оценить представленную ситуацию для того, что бы дать точный ответ относительно согласия на выполнение тех работ, которые определены в проекте контракта.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика, на участие в закупке было подано 4 заявки, все из которых были признаны соответствующие документации к извещению.
ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в осуществлении закупки и подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем в электронном аукционе.
Комиссия пришла к выводу, что ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности для исполнения обязательств в части подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта, возникших в результате принятия участия в электронном аукционе.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В силу положений ст. 2 ГК РФ ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" могло предвидеть негативные обстоятельства (предпринимательские риски) и позаботиться об обстоятельствах, исключающих возможность наступления неблагоприятных последствий.
Вина ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" в уклонении от заключения контракта является доказанной, поскольку ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" должно было и могло предвидеть возможность наступления вредных последствий своего бездействия, выражающегося в неподписании Контракта, но без достаточных к тому оснований не предотвратило возможности наступления таких последствий.
Таким бездействием ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом сезонности объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
Комиссией установлено, что в действиях ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" имело место уклонение от заключения контракта в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о закупках.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценив в совокупности все обстоятельства по обращению Заказчика об уклонении ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" от заключения контракта, Комиссия приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" (614535, Пермский край, пос. Мулянка, ул. Школьная, 18А, ИНН 5948061162) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о директоре ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" Арабян Ламару (ИНН 594812952322) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ", о директоре ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" Арабян Ламары в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ", о директоре ООО "ФАРМ-ИНДАСТРИЗ" Арабян Ламары из реестра недобросовестных поставщиков считать 01.11.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-462 от 01.11.2022 г. на 1 л.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-462 от 01.11.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.10.2022 |
21.10.2022 |
21.10.2022 |
- |
21.10.2022 |
28.10.2022 |
28.10.2022 |
- |
02.10.2022 |
01.10.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 октября 2022 г. N РНП-59-462
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022