Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
при участии представителей:
от заказчика - Незаметдинова А.А.
от заявителя - Гимазисламова П.Р.
от уполномоченного учреждения - Баженова О.В.,
рассмотрев жалобу общества ограниченной ответственностью "Аптечки первой помощи отраслевые медицинские" (ООО "АППОМЕД") (ИНН 7733865216) (далее - Заявитель, Общество) на положение извещения - Государственного бюджетного учреждения ''Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (ИНН 6501025670) (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка самоспасателей фильтрующих" (извещение N 0361200015022005608) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
21.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, заказчик ограничивает конкуренцию.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
14.10.2022 года ГКУ "Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Учреждение) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка самоспасателей фильтрующих" (извещение N 0361200015022005608).
Начальная (максимальная) цена контракта: 176 024,00 рублей.
Дата окончания подачи заявок 21 октября 2022 года.
По окончании срока подачи заявок поданы две заявки.
По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N0361200015022005608 в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 52 Федерального закона N 44-ФЗ электронный запрос котировок признан несостоявшимся.
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе. Что приводит к ограничению круга потенциальных участников и, следовательно, ограничению конкуренции.
1. В описании объекта закупки установлены следующие требования:
- коэффициент проницаемости по радиоактивным веществам (пары соединений радионуклида йода-131), используемого в составе самоспасателя ГДЗК фильтра составляет [не более 0,0015%];
- коэффициент подсоса СМТ в зону дыхания, %, [не более 0.001];
- коэффициент подсоса СМТ в зону глаз, %, [не более 0.2];
- сопротивление постоянному потоку воздуха на вдохе / на выдохе (при 95 л/мин), Па, [не более 490/150].
Указанные требования противоречат положениям ТР ТС 019/2011 и ГОСТ Р 22.9.09-2014, на который ссылается сам заказчик.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.5 ТР ТС 019/2011:
- коэффициент проницаемости самоспасателей фильтрующих по радиоактивным веществам при концентрации паров йода-131 и йодистого метила 10-5 Ки/м3 не должен превышать 2 процента для изделий низкой эффективности, 1 процент для изделий средней эффективности и 0,1 процента для изделий высокой эффективности.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011:
- коэффициент подсоса по двум тест-веществам (с жидкой и твердой дисперсными фазами) в подмасочное пространство фильтрующего самоспасателя должен быть не более 2 процентов;
- сопротивление фильтрующего самоспасателя, используемого при пожарах, дыханию при легочной вентиляции 30 дм3/мин или постоянном потоке воздуха 95 дм3/мин должно быть: на вдохе - не более 800 Па; на выдохе - не более 300 Па.
Согласно пункту 5.1.10 ГОСТ Р 22.9.09-2014 коэффициент проникания аэрозоля тест-вещества через самоспасатель должен быть не более 1 %.
Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ Р 22.9.09-2014 сопротивление воздушному потоку при объемном расходе 30 дм3/мин должно быть не более: на вдохе 210 Па, на выдохе 100 Па.
Таким образом, очевидно, что показатели и значения показателей, которые использовал заказчик в описании объекта закупки, противоречат обязательным требованиям ТР ТС 019/2011 и требованиям ГОСТ Р 22.9.09-2014, на который ссылается сам заказчик. Кроме того, в извещение о закупке не включены какие-либо обоснования использования заказчиком показателей и значений показателей, которые противоречат техническим регламентам и документам национальной системы стандартизации. Более того, на товарном рынке не представлено ни одной модели фильтрующего самоспасателя, которая в полной мере соответствовала бы установленным заказчиком требованиям (данное утверждение подтверждается эксплуатационной документацией на фильтрующие самоспасатели, представленные на товарном рынке).
2.1. В описании объекта закупки заказчик установил следующее требование:
- на все комплекты ГДЗК поставщик предоставляет сертификаты соответствия, выданные ОС "Пожтест" ФГУ ВНИИПО МЧС России и Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (в системе ГОСТ Р).
Пунктом 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о техническом регулировании недопустима подмена обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Также согласно части 1 статьи 19 Закона о техническом регулировании является недопустимым принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.
Самоспасатели фильтрующие относятся к типам средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие ТР ТС 019/2011 (пункт 2 приложения N 1 к ТР ТС 019/2011). Согласно пункту 2 предисловия к ТР ТС 019/2011 данный технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты.
Согласно пункту 2 приложения N 5 к ТР ТС 019/2011 самоспасатели фильтрующие включены в список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза. Согласно пункту 17 части II приложения N 4 к ТР ТС 019/2011 самоспасатели фильтрующие подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации.
Согласно области аккредитации ОС "Пожтест" ФГБУ ВНИИПО МЧС России данный орган по сертификации не осуществляет подтверждение соответствия объектов регулирования требованиям ТР ТС 019/2011, а действие аттестата аккредитации АО "ВНИИС" (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации) вовсе прекращено, следовательно данный орган по сертификации также не может осуществлять подтверждение соответствия объектов регулирования требованиям ТР ТС 019/2011.
Таким образом, самоспасатели фильтрующие подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации в системе ТР ТС 019/2011. В свою очередь, система сертификации ГОСТ Р, предоставление сертификата в которой требует заказчик, является добровольной системой сертификации, более того, действие данной системы сертификации отменено с 26 декабря 2019 года в соответствии с Приказом Росстандарта от 26 декабря 2019 года N 3358.
Из вышесказанного следует, что:
- заказчик подменил требование об обязательной сертификации объекта закупки в системе ТР ТС 019/2011 на требование о сертификации в добровольной, к тому же отмененной, системе сертификации ГОСТ Р;
- заказчик фактически принуждает участников закупки к проведению добровольной сертификации, в конкретных органах по сертификации, которые не являются единственными в Российской Федерации и в конкретной системе добровольной сертификации.
2.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Ограничивающими количество участников закупки в правоприменительной практике Федеральной антимонопольной службы признаются требования, которым соответствует продукция менее чем двух производителей, либо требования которые не могут быть исполнены ни при каких условиях.
Требуя от участников закупки предоставить сертификат соответствия, выданный конкретным органом по сертификации - АО "ВНИИС" (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации), заказчик устанавливает невыполнимое требование, так как на товарном рынке не представлено ни одной модели фильтрующего самоспасателя, сертификат соответствия которого был бы выдан указанным заказчиком органом по сертификации. Очевидно, что такое (невыполнимое) требование влечет за собой ограничение количество участников закупки.
Сведения о выданных в отношении фильтрующих самоспасателей сертификатах соответствия представлены в Единых реестрах сертификатов соответствия государств-членов Евразийского экономического союза (Таможенного союза): Армения - https://armnab.am// Беларусь - https://tsouz.belgiss.by/ Казахстан - https://eokno.gov.kz/ Киргизия - http://swis.trade.kg/ Россия - https://fsa.gov.ru/.
Из содержания указанных реестров следует, что на товарном рынке нет ни одного самоспасателя, сертификат соответствия которого был бы выдан АО "ВНИИС" (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации).
N п/п |
Наименование самоспасателя |
Ссылка на реестр, сертификат |
Орган по сертификации, выдавший сертификат |
1 |
Малогабаритный универсальный фильтрующий самоспасатель "БРИЗ-3401 (ГДЗК)" |
Ссылка |
ОС ООО "Тест-С.-Петербург" |
2 |
Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект "Гарант-1" |
Ссылка |
ОС ООО "Проммаш тест" |
3 |
Самоспасатель фильтрующий "ГДЗК "Гарант -1-М", ГДЗК "Гарант -2-М" |
Ссылка |
ОС ООО "Проммаш тест" |
4 |
Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект ГДЗК-EN" |
Ссылка |
ОС ООО "Тест-С.-Петербург" |
5 |
Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект ГДЗК-E" |
Ссылка |
ОС ООО "Тест-С.-Петербург" |
6 |
Самоспасатель универсальный фильтрующий ГДЗК-У Премиум |
Ссылка |
ОС ООО "Тест-С.-Петербург" |
7 |
Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект Зевс 15У" |
Ссылка |
ОС ООО "Тест-С.-Петербург" |
8 |
Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект Зевс 30У" |
Ссылка |
ОС ООО "Тест-С.-Петербург" |
9 |
Самоспасатель фильтрующий "СПАС-30", "СПАС-Премиум" |
Ссылка |
БЦИСиМ при ЦСиМ Минэкономики Кыргызской Республики |
10 |
Самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" |
Ссылка |
ОС ООО "Профит" |
11 |
Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель "Шанс"-Е |
Ссылка |
ОС ООО "Тест-С.-Петербург" |
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Ограничивающими количество участников закупки в правоприменительной практике Федеральной антимонопольной службы признаются требования, которым соответствует продукция менее чем двух производителей, либо требования которые не могут быть исполнены ни при каких условиях.
В отношении приобретаемого товара техническим регламентом, содержащим общие технические требования, является технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011), а документом, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации - ГОСТ Р 53261 и ГОСТ Р 22.9.09-2014, на который ссылается сам заказчик в описании объекта закупки.
Представитель заказчика, во время заседания Комиссии согласился с доводами указанными в жалобе в полном объеме.
Комиссия проанализировала документы представленные сторонами, положения извещения (документацию) и пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеются нарушения ч. 2 ст. 8, п.1, п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества ограниченной ответственностью "Аптечки первой помощи отраслевые медицинские" (ИНН 7733865216) на положение извещения - Государственного бюджетного учреждения "Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (ИНН 6501025670) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка самоспасателей фильтрующих" (извещение 0361200015022005608) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" нарушившим положения ч. 2 ст. 8, п.1, п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Государственное бюджетное учреждение Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и Государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Сахалинской области" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Капчикаев А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 октября 2022 г. N 065/06/106-640/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022