Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Остапенко О.О. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер" - Песчанской Марины Михайловны;
от ООО "ФЕНИКС" - Пергаева Николая Алексеевича,
рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер" о включении сведений об ООО "ФЕНИКС" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 733/08172000003210190330001 от 31.01.2022 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования прочего (система подачи медицинских газов) заключенного по результатам закупки N 0817200000321019033 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер" о включении сведений об ООО "ФЕНИКС" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 733/08172000003210190330001 от 31.01.2022 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования прочего (система подачи медицинских газов) заключенного по результатам закупки N 0817200000321019033.
Согласно обращению заказчика 31.01.2022 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000321019033 заказчиком был заключен контракт с ООО "ФЕНИКС" (далее - общество, подрядчик, исполнитель) на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования прочего (система подачи медицинских газов). Согласно п. 1.1., п. 1.2. контракта исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования прочего (система подачи медицинских газов) (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их. Состав и объем услуги определяется Приложениями N 1,2 к Контракту. В соответствии с п. 4.1. услуга должна быть оказана до "31" декабря 2022 г. согласно периодичности оказания услуг. Однако подрядчиком ненадлежащим образом исполняются обязательства по контракту, а именно исполнителем не осуществляется техническое обслуживание оборудования кислородпровода в соответствии с графиком. Так исполнителем не проведены дератизация и дезинсекция начиная с марта 2022 г. В заседании комиссии представитель заказчика уточнила, что по контракту не исполнены ежегодное обезжиривание и испытание магистралей и оборудования системы кислородснабжения, в частности не произведена промывка магистрали кислородопровода в летний период. Указание в уведомлении об одностороннем отказе на неисполнение работ по дератизации и дезинсекции является технической опиской (ошибкой). Учитывая, что работы по контракту не исполнены вышеизложенное, заказчиком принято решение об одностороннем контракте от исполнения контракта от 06.10.2022 г., которое размещено в ЕИС и получено поставщиком. На основании изложенного, заказчик просит включить ООО "ФЕНИКС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель общества предоставил письменные объяснения, пояснил что работы по контракту ООО "ФЕНИКС" исполнялись, работы по обезжириванию и испытанию магистралей и оборудования системы кислородснабжения, в частности производство промывки магистрали кислородопровода обществом в летний период не исполнены, в связи с тем, что заказчиком подрядчику не был предоставлен доступ к объекту в указанный период (нахождение пациентов в учреждении, технические причины и т.д.). Однако ООО "ФЕНИКС" неоднократно являлось на объект с целью исполнения вышеуказанных работ, общество не уклоняется и в настоящие время от исполнения работ.
Заслушав пояснения представителя, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
31.01.2022 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000321019033 заказчиком был заключен контракт с ООО "ФЕНИКС" (далее - общество, подрядчик, исполнитель) на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования прочего (система подачи медицинских газов).
Согласно п. 1.1., п. 1.2. контракта исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования прочего (система подачи медицинских газов) (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их. Состав и объем услуги определяется Приложениями N 1,2 к Контракту.
В соответствии с п. 4.1. услуга должна быть оказана до "31" декабря 2022 г. согласно периодичности оказания услуг.
Согласно технического задания (приложение N 2 к контракту) на подрядчика, в частности, возложена обязанность по ежегодному обезжириванию и испытанию магистралей и оборудования системы кислородаснабжения, в том числе промывки магистрали кислородопровода, которая должна проводится один раз в год в течение действия контракта в летний период.
Однако, вышеуказанные работы в летний период обществом не исполнены, в связи с чем заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от 06.10.2022 г. в форме уведомления.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.10.2022 г. было размещено в ЕИС.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
Согласно п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Порядок направления и уведомления подрядчика о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта установлен п. 11.5 контракта.
На момент рассмотрения обращения о включении в реестр заказчиком в материалы дела не представлены доказательства исполнения требований п. 11.5 контракта.
На заседании комиссии представитель заказчика указала на техническую описку (ошибку, опечатку) о причинах принятия одностороннего отказа, в связи с неисполнением работ по дератизации и дезинсекции.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, допустив техническую опечатку (описку, ошибку) в основаниях для принятия решения об одностороннем отказе, заказчик фактически лишил права подрядчика на устранение нарушений условий контракта.
Представитель подрядчика указал, что в летний период при неоднократной попытке исполнить обязательства по контракту, в частности по обезжириванию и испытанию магистралей и оборудования системы кислородснабжения (производство промывки магистрали кислородопровода) заказчик ограничивал проведение работ по причине, связанной с деятельностью учреждения и независящих от подрядчика. Представитель общества указал, что готов и в настоящий момент исполнить работы, предусмотренные контрактом.
При этом, при рассмотрении обращения представителем заказчика не представлено доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, а также не обосновал необходимость исполнения работ в летний период и невозможность принять работы в настоящий момент.
Учитывая вышеизложенное, у Комиссии УФАС по Алтайскому краю на момент рассмотрения обращения отсутствуют однозначные доказательства соблюдения порядка принятия решения, порядка уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении, существенного нарушения подрядчиком условий контракта (не осуществление работ в летний период).
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Учитывая положения ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, пп. а), пп. б) п. 15 Постановления N 1078, а также то, что подрядчик был лишен права на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе и наличие противоречивых объяснений по поводу доступа на объект в летний период, необоснованность необходимости исполнения работ в летний период и необоснованность невозможности принять работы на момент рассмотрения обращения, основания для включения информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в рассматриваемом случае отсутствуют.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ФЕНИКС" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.О. Остапенко |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 октября 2022 г. N РНП-22-237/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022