Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "КАРАТ", не явились, извещены;
от заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу", Клименко Константина Александровича,
рассмотрев жалобу ООО "Карат" на положения документации (описание объекта закупки) при проведении закупки N 0317100030422000058 "Поставка Весов электронные аналитические ViBRA HT 224RCE в комплекте или аналог (эквивалент)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Карат" (далее - заявитель) обратился в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на положения документации (описание объекта закупки) при проведении закупки N 0317100030422000058 "Поставка Весов электронные аналитические ViBRA HT 224RCE в комплекте или аналог (эквивалент)".
Заявитель указывает, что в п. 2 описания объекта закупки заказчиком установлены характеристики товара, которым соответствует товар только одной марке Vibra (Япония) и является запатентованной данной компанией технологией. MMTS - маркировка, указывающая на производителя. Заказчиком установлено неправомерное требование к году выпуска - не ранее 2022 г. Кроме того, при описании объекта закупки заказчиком не обосновано использование характеристик не предусмотренных КТРУ. Таким образом заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного просит провести проверку изложенных доводов, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, привлечь к административной ответственности.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился пояснил, что использование запатентованных части, узлов, а также принципов работы не запрещает их использование в иных производимых приборах, с разрешения правообладателя патента в обоснование правовой позиции предоставил ссылку на подходящий товар фирмы изготовителя "Shanghai Ishida Electronic Scales Co. Ltd.", Китай. Кроме того, потенциальному участнику закупки не запрещается предоставить продукцию с более совершенной системой "эквивалент". Установление требование к году выпуска обусловлено требованиями к составу гарантии ее срокам, а также межповерочному интервалу. При формировании извещения заказчиком КТРУ не использовалось, в связи со спецификой приобретаемого оборудования.
Изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
18.10.2022 г. заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 18.10.2022 N 0317100030422000058.
Вместе с извещением на официальном сайте было размещено описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В описании объекта закупки для описания характеристик требуемого к поставке товара - весы электронные аналитические ViBRA HT 224RCE в комплекте или аналог (эквивалент) в п. 2 указаны следующие характеристики товара (оспариваемые заявителем характеристики): измерительный преобразователь представляет из себя монолитную рычажную систему, выполненную из листа стали. Основа системы - две струны, защемлённые по обоим концам. На одной струне закреплен пьезоэлектрический возбудитель колебаний, на другой - пьезоэлектрический приёмник. Колебания с одной струны на другую передаются механически. Струны колеблются синфазно. Частота колебаний зависит от прилагаемой силы. MMTS акустического типа.
Таким образом, заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара исходя из своей потребности и в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Определение потребности в товарах, работах и услугах прерогатива заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
В соответствии с п. 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), это не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как указано в Обзоре, заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11604/12 от 29.01.2013).
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При рассмотрении доводов жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов, свидетельствующих о том, что поставить товар с требуемыми характеристиками может только один участник закупки.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих об ограничении заявителя на подачу заявки для участия в электронном аукционе. Само по себе наличие у заявителя товара отличимого от требований аукционной документации, не указывает на ограничение возможности участия в электронном аукционе.
При рассмотрении жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов (мониторинг либо анализ рынка, экспертное заключение, иная информация) того, что характеристикам закупаемого товара соответствует товар единственного производителя Vibra (Япония).
Таким образом, доводы заявителя об ограничении количества участников и об установлении характеристик товара, которым соответствует товар единственного производителя, не обоснованы.
В заседании комиссии представитель заказчика помимо прочего указал на соответствие товара фирмы изготовителя "Shanghai Ishida Electronic Scales Co. Ltd.", Китай.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением определенных случаев.
Согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На заседании комиссии представитель заказчика указал, что при формировании извещения заказчиком КТРУ не использовалось, в связи со спецификой приобретаемого оборудования.
Каталог товаров, работ и услуг для приобретаемого заказчиком товара - весы электронные аналитические содержит три позиции - 28.29.31.115-00000003 "весы лабораторные", 28.29.31.115-00000001 "весы лабораторные", 28.29.31.115-00000002 "весы лабораторные" в том числе по указанным позициям в каталоге содержится описания товара с обязательными и необязательными к применению характеристиками товара.
Извещение о проведении электронного аукциона, описание объекта закупки не содержит обоснование необходимости использования характеристик товара, установленных заказчиком в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе при наличии описания товара в позициях каталога.
Учитывая вышеизложенное, заказчиком нарушены требования п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
В описании объекта закупки заказчиком установлено требование к году выпуска весов электронные аналитические ViBRA HT 224RCE в комплекте или аналог (эквивалент) - не ранее 2022 года выпуска.
Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара (Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661).
Требование к году выпуска материалов и оборудования не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров. В связи с чем установление заказчиком данного требования нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Ссылки представителя заказчика на то, что установленный год выпуска обусловлен требованиями к составу гарантии ее срокам, а также межповерочному интервалу не обоснованы, поскольку по общим правилам Гражданского законодательства РФ указанные сроки (гарантийный, межповерочный) начинают течь с момента приобретения товара.
Заявителем, не представлены доказательства ограничения числа участников закупки. Признаки нарушения Закона о защите конкуренции не установлены.
Кроме того, исходя из сведений представленных на официальном сайте ЕИС, следует, что на участие в закупки было подано семь заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения (описания объекта закупки). Поскольку выявленные нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе в целом не повлияло на возможность подачи заявки на участие в проводимой закупки, Комиссия находит нецелесообразным выдавать предписание Заказчику.
За выявленные нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе административная ответственность КоАП РФ не предусмотрена, в связи с чем, УФАС по Алтайскому краю отказывает в возбуждении административного дела.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КАРАТ" частично обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, неправомерными.
3. Предписание Заказчику об устранении (недопущении) нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 октября 2022 г. N 022/06/33-793/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022