Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Остапенко О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Филимоновой Анны Александровны, Филимонова Андрея Михайловича;
от заказчика - Административно-хозяйственного управления администрации г. Барнаула, не явились, извещены;
от уполномоченного органа - комитета муниципального заказа города Барнаула - Зайковой Алены Юрьевны,
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ИП Филимоновой Анны Александровны на положения документации (описание объекта закупки) при проведении закупки N 0317300301922001703 Поставка подарочной продукции (часы наручные) согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ИП Филимонова Анна Александровна (далее - заявитель) обратилась в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на положения аукционной документации (описание объекта закупки) электронного аукциона N 0317300301922001703 Поставка подарочной продукции (часы наручные).
В обоснование жалобы заявитель указал, что требования к характеристикам товара, установленные заказчиком, влекут за собой ограничение количества участников, поскольку указанным в описании объекта закупки товар соответствует товар единственного поставщика ООО "Часовое производство "Полет - Хронос", что является нарушением Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции. В качестве подтверждения указанных фактов просит проанализировать бесконкурентные закупки заказчика у данного поставщика в количестве 15 закупок.
На основании изложенного, просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание, привлечь к ответственности.
Представитель уполномоченного органа пояснила, что описание объекта закупки соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе обусловлено потребностью заказчика. Опровергая доводы заявителя об ограничении количества участников представила коммерческие предложения, поступившие от трех потенциальных поставщиков: ООО "Часовое производство "Полет - Хронос", ООО Часовое производство "Романофф", ООО "Часовое производство "Полет-Элита".
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
20.10.2022 г. уполномоченным органом на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукционаот 20.10.2022 N0317300301922001703.
Согласно п. 1, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Вместе с извещение заказчиком размещен документ описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии
В описании объекта закупки для описания характеристик требуемого к поставке товара пп, 1 - часы мужские, тип 1, пп. 2 - часы мужские, тип 2, пп. 3 - часы женские, тип 1, пп. 4 - часы женские, тип 2, заказчиком установлены значения показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником при подаче заявки, значения показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры, единица измерения товара, в числе прочего использованы характеристики товара: тип, корпус часов и т.д.
Описание объекта закупки содержит эскизы часов, которым должны соответствовать поставляемые товары.
Таким образом, заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара исходя из своей потребности и в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Определение потребности в товарах, работах и услугах прерогатива заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
В соответствии с п. 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), это не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как указано в Обзоре, заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11604/12 от 29.01.2013).
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При рассмотрении доводов жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов, свидетельствующих о том, что поставить товар с требуемыми характеристиками может только один участник закупки.
При рассмотрении жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов (мониторинг либо анализ рынка, экспертное заключение, иная информация) того, что характеристикам закупаемого товара соответствует товар единственного производителя ООО "Часовое производство "Полет - Хронос".
Наличие в открытом доступе, в том числе в ЕИС информации о закупках и заключенных контрактах (ссылка заявителя на 15 закупок), не свидетельствуют об отсутствии соответствующего товара на рынке у других поставщиков и не возможности ими поставки товара, требуемого заказчику.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе подача одной жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении нескольких закупок, не допускается.
Кроме того, доводы заявителя о необходимости проведения проверок 15 закупок не содержит информации (сведений) для возможности идентификации проводимых закупок и их анализа. Признаков нарушения Закона о защите конкуренции не установлено.
Таким образом, довод заявителя об ограничении круга участников закупки не обоснован, носит предположительный характер, не подтвержден документально.
В заседании комиссии представитель уполномоченного органа представила коммерческие предложения, поступившие от трех потенциальных поставщиков: ООО "Часовое производство "Полет - Хронос", ООО Часовое производство "Романофф", ООО "Часовое производство "Полет-Элита", что также опровергает доводы заявителя о возможности поставки товара единственным поставщиком.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих об ограничении заявителя на подачу заявки для участия в электронном аукционе. Само по себе наличие у заявителя товара отличимого от требований аукционной документации, не указывает на ограничение возможности участия в электронном аукционе.
Поскольку в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено, в действиях заказчика отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный КоАП РФ, постольку УФАС по Алтайскому краю отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ИП Филимоновой Анны Александровны необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.О. Остапенко |
|
_______________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 октября 2022 г. N 022/06/33-790/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022