Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей
от заявителя - Соснов Евгений Анатольевич;
от заказчика- Администрации г. Рубцовска Алтайского края: Русакова Лариса Владимировна (по доверенности), Сайбель Любовь Сергеевна (по доверенности);
по обращению Соснова Евгения Анатольевича (далее-Заявитель) о нарушении заказчиком - Администрацией города Рубцовска Алтайского края (далее- Заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении контракта по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рубцовск, ул. Тракторная, 24 проведена внеплановая проверка.
Проверка начата: 10.10.2022 г., окончена 31.10.2022 г. (срок проведения проверки был продлен на основании Приказа N 154 от 21.10.2022 г.);
Место нахождения проверяемой организации: 658200 Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, 130;
Место проведения контрольного мероприятия: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 02.12.2021 года по 19.09.2022 года.
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Соснова Евгения Анатольевича, согласно которому, договор подряда по сносу многоквартирного дома был заключен без проведения аукциона.
При проведении проверки Соснов Е.А. доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
Заказчиком были представлены объяснения и запрашиваемые документы, из которых следует, что Договор заключен в соответствии со статьями 702-726 Гражданского кодекса Российской Федерации без проведения процедуры торгов и учета требований Закона о контрактной системе, так как Заказчик не несет финансовых обязательств, оплата по контракту за счет бюджетных средств не была предусмотрена и не производилась. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в пределах текущего финансирования и доведенных лимитов не представлялось возможным, ввиду отсутствия финансового обеспечения на выполнение работ по сносу жилых домов, которое является необходимым условием для планирования закупок посредством формирования плана-графика, в соответствии со статьей 16 Закона о контрактной системе, договор не мог быть заключен в рамках Закона о контрактной системе.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", срок проведения проверки был продлен.
Ознакомившись с пояснениями, а также изучив представленные документы, в ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам:
На основании распоряжения Администрации города Рубцовска от 17.04.2015 г. N 196-р многоквартирный жилой дом по ул. Тракторной, 24 в городе Рубцовске признан аварийным и подлежащими сносу.
02.12.2021 г. между Администрацией г. Рубцовска и ИП Цапенко И.А. был заключен контракт на выполнение работ по сносу двухэтажного многоквартирного дома , расположенного по адресу: Алтайский край, город Рубцовск, ул. Тракторная, 24 и техническую рекультивацию земельного участка.
Договор заключен без проведения процедуры торгов.
Срок выполнения работ до 31.12.2022 г.
Согласно договору, Подрядчик обязуется выполнить работу по сносу жилого двухэтажного дома. Все материалы, полученные в результате сноса жилого двухэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу г. Рубцовск, ул. Тракторная, 24, являются собственностью "Подрядчика". "Подрядчик" не имеет материальных претензий к "Заказчику" в связи с разницей между рыночной стоимостью строительных материалов, получаемых от разбора вышеуказанного здания и стоимостью работ по сносу, а также в связи с разницей фактически полученного количества материалов в результате сноса жилого двухэтажного кирпичного здания и их количеством и стоимостью, указанной в заключении специалиста Л.Г.Федяевой от 19.11.2021 N 984-21.
Согласно заключению специалиста Л.Г.Федяевой от 19.11.2021 N 984-21 рыночная стоимость строительных материалов, получаемых от разбора жилого двухэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Тракторная, 24,при его сносе, округленно составляет 333 000 (Триста тридцать три тысячи) рублей. Стоимость работ по демонтажу жилого двухэтажного здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Тракторная, 24, согласно локального сметного расчета с учетом округления составляет: 9 786 385 (Девять миллионов семьсот восемьдесят шесть тысяч триста восемьдесят пять) рублей.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Исходя из представленных материалов, содержания договора, заключения специалиста, отсутствия разработанной проектно-сметной документации, отсутствия финансирования, неопределенности стоимость работ, Заказчику при осуществлении закупки по сносу многоквартирного дома следовало руководствоваться принципами Закона о контрактной системе, направленными на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, и применить конкурентный способ определения поставщика, о чем так же свидетельствует представление прокуратуры г. Рубцовска N 02-55д от 07.09.2022 г.
Доводы заказчика, что заказчик не несет финансовых обязательств, оплата по контракту не производится, не является основанием для не применения конкурентных способов определения поставщика.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода или нескольких методов.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Согласно части 1 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования (часть 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства" устанавливает, что в случае если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, к проекту прилагается смета на снос объекта капитального строительства (пункт 7).
В заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что проектная и сметная документация не разрабатывалась, в связи с отсутствием финансирования на данные цели, обоснование начальной (максимальной) цены контракта в пределах текущего финансирования и доведенных лимитов, ввиду отсутствия финансового обеспечения на выполнение работ по сносу жилых домов.
Вышеперечисленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
В соответствии частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль за соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не относятся к компетенции антимонопольного органа.
На основании изложенного, Комиссия считает необходимым передать материалы дела в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска для проведения проверки на предмет соблюдения обоснования начальной (максимальной) цены контакта.
Руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика выявлены признаки нарушения требований статьи 22, нарушение статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе;
2. Передать материалы дела в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска для проведения проверки на предмет обоснования начальной (максимальной) цены контакта и определения признаков состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ
Председатель Комиссии _____________________________ А.В. Кочетков
Члены Комиссии: ____________________________ А.Ю. Бурбах
____________________________ В.Г. Дедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 октября 2022 г. N 105-ВП/22 (ключевые темы: объекты капитального строительства - товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок - единственный поставщик - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022