Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
В присутствии:
от Департамента строительной политики Воронежской области: Коновалов А.В. (доверенность N 61-11/1635 от 11.08.2022) и Мироненко Н.Д. (доверенность N 61-11/745 от 15.04.2021) ;
от ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС": Мелкумян Г.М. (доверенность б/н от 20.10.2022),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение Департамента промышленности и транспорта Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС", в связи с расторжением заказчиком контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд по строительству объекта "Газификация микрорайона "Пчелка-4" с. Новая Усмань Новоусманского муниципального района Воронежской области" (ИКЗ 212366409523836640100100480014221414),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и разделом III Постановления Правительства N 1078 приняло к рассмотрению обращение Департамента строительной политики Воронежской области (далее по тексту - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС", в связи с расторжением заказчиком контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд по строительству объекта "Газификация микрорайона "Пчелка-4" с. Новая Усмань Новоусманского муниципального района Воронежской области" (ИКЗ 212366409523836640100100480014221414).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
13.04.2021 между Департаментом строительной политики Воронежской области и ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 0131200001021001675 от 31.03.2021 был заключен государственный контракт N 002/2021-СМР.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта, подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить подрядные работы для государственных нужд по строительству объекта "Газификация микрорайона "Пчелка-4" с. Новая Усмань Новоусманского муниципального района Воронежской области" (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения подрядных работ, который является приложением N 2 к контракту и его неотъемлемой частью (далее - Работы).
В соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 2 к контракту), в срок до 01.04.2022 подрядчику необходимо выполнить подрядные работы по строительству сетей газоснабжения среднего давления (1-й этап).
Последний срок выполнения работ по контракту по последнему этапу - 01.11.2023года.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта, подрядчик при выполнении работ по строительству объекта обязуется обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной документацией, настоящим контрактом, нормативными актами, техническими условиями, государственными стандартами и другими нормативными документами, действующими в РФ, все работы по строительству объекта в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, выполнить другие связанные со строительством объекта работы в соответствии с условиями контракта, предъявить объект в полной строительной готовности с комплектом исполнительно-технической документации приемочной комиссии, и сдать результат работы государственному заказчику в состоянии, позволяющем эксплуатацию объекта.
Как следует из материалов дела действия, связанные с началом исполнения контракта происходили в следующим порядке.
14.04.2021 года, на следующий рабочий день после заключения контракта, КП ВО "Единой дирекцией капитального строительства и газификации" по акту приема передачи представителю ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" была передана проектно-сметная документация.
В период с 15.04.2021 по 01.04.2022, ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" к выполнению подрядных работ по строительству сетей газоснабжения среднего давления не приступил.
В связи с тем, что работы на объекте не выполнялись и в период с 01.04.2022 по 09.08.2022, Заказчик в адрес ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" направил две претензии о нарушении подрядчиком условий контракта и оплате неустойки (N 61/2-11/1645 от 09.08.2022 и N 61/2-12/2122 от 21.08.2022).
ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" 12.08.2022 в ответ на претензии Заказчика направил письмо в котором указывает на то, что в связи с существенными нарушениями со стороны государственного заказчика условий контракта, подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
По мнению ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС", нарушения Заказчика при исполнении контракта выразились в следующем: подрядчику не была передана проектно-сметная документация в следующем объеме: смета на строительство (раздел 9 проектной документации 64-2013-СС; положительное заключение экспертизы проектной документации и экспертиза проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Вместе с тем, представитель подрядчика не предоставил документов, подтверждающих факт того, что при получении 14.04.2021 по акту приема-передачи проектно-сметной документации он уведомил Заказчика о недостающих разделах проектно-сметной документации.
Кроме того, проектно-сметная документация была размещена Заказчиком в составе документов извещения о проведении закупки, ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" с составом проектно-сметной документации был ознакомлен, заявку на участие в закупке сформировал с учетом имеющейся проектно-сметной документации, но к выполнению работ не приступил.
15.08.2022 ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" направил в адрес Казенного предприятия Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации" письмо, в котором сообщает инженерной организации о том, что 12.08.2022 подрядчик направил в адрес заказчика односторонний отказ от исполнения контракта.
Заказчик, в свою очередь 30.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что работы на объекте не были начаты подрядчиком.
03.10.2022, Заказчик подписал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что, в связи с тем, что подрядчиком не была соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, установленная в ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, а именно подрядчик не разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, Заказчик полагает, что подрядчик, надлежащим образом не уведомил Заказчика о принятом решении.
Данный довод Заказчика, Комиссия Воронежского УФАС России считает обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно, части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что подрядчик решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС не разместил, тогда, как в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.07.2022 для подрядчика, в случае принятия им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта наступает обязанность по размещению такого решения в ЕИС.
Следовательно, Заказчик не был надлежащим образом уведомлен о принятии подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При рассмотрении обращения и проведения внеплановой проверки, представитель подрядчика ссылался на тот факт, что подрядчик не мог приступить к выполнению работ из-за того, что приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр была утверждена новая методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия и на момент публикации закупки сметная стоимость объекта была неактуальной.
Второй причиной того, что подрядчик не мог приступить к выполнению работ, представитель подрядчика указал, что технические условия на присоединение к газораспределительной сети распределительного газопровода, выданные одному из жильцов являются недействующими. Срок их действия истек в 2015году.
Вместе с тем, данные доводы представителя подрядчика не находят своего подтверждения в материалах дела в силу следующего.
Приняв участие в закупке и заключив по итогам закупки контракт, подрядчик соглашается на условия выполнения работ в соответствии со сметой, приложенной к контракту.
В силу того, что контракт является долгосрочным, в процессе исполнения могут возникать вопросы, связанные с корректировкой цен на материалы, так, как проекты разрабатываются задолго до их реализации.
В рассматриваемом случае, подрядчику и заказчику п.п. а) п. 2 Постановления Правительства от 09.08.2021 N 1315 предоставлены следующие права в части изменения условий контракта:
а) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции настоящего постановления);
- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
Контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Подрядчик не направил в адрес Заказчика предложений об изменении условий контракта в части увеличения цены контракта, собственных расчетов не предоставлял.
Подрядчик не предоставил документов, подтверждающих невозможность приобретения материалов для осуществления работ.
Следовательно, у подрядчика отсутствовало намерение в выполнении работ по контракту, и подрядчиком не совершены действия в соответствии с действующим законодательством, свидетельствующие о реальном участии подрядчика в разрешении вопросов реализации принятых на себя обязательств по контракту.
Довод представителя подрядчика о невозможности выполнения работ из-за отсутствия технических условий и недопустимости проведения работ без соблюдения действующих норм и правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, также не нашел своего подтверждения в силу следующего.
В соответствии с договором N 12 от 30.12.2021 (в редакции дополнительного соглашения N 16 от 01.01.2021), заключенным между КП ВО "Единая дирекция" и ОАО "Воронежоблгаз" об оказании услуг систематического и квалифицированного контроля за качеством выполнения строительно-монтажных работ, соответствие их требованиям проекта, строительным нормам, правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления на объектах газораспределительных систем КП ВО "Единая дирекция", в том числе на объекте "газоснабжение микрорайона "Пчелка-4" с. Новая Усмань Новоусманского муниципального района Воронежской области" ОАО "Воронежоблгаз" осуществляет технический надзор.
Технические условия N ВОГ016070 от 04.06.2018 выданы ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" в целях газификации мкр. Пчелка с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области (точки подключения 2,3,4).
Таким образом, при строительстве газораспределительной сети, технический надзор на объекте "газоснабжение микрорайона "Пчелка-4" с. Новая Усмань Новоусманского муниципального района Воронежской области" будет осуществляться ОАО "Воронежоблгаз", а проверять качество выполнения строительно-монтажных работ, соответствие их требованиям проекта, строительным нормам, правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления на объектах газораспределительных систем будет КП ВО "Единая дирекция".
Согласно приложению N 1 к контракту (смета контракта), подрядчик обязан выполнить работы по прокладке сетей низкого и среднего давления с установкой шкафных газорегуляторных пунктов и изготовить техплан сооружения.
Обязанности по врезке построенного объекта в существующие сети лежат на ОАО "Газпром газораспределение Воронеж".
Следовательно, довод Заявителя о том, что работы невозможно было начать из-за опасности создания угрозы жизни и здоровью жителей поселка не является подтвержденным, так, как согласно, имеющихся документов проверку выполнения строительно-монтажных работ осуществляет КП ВО "Единая дирекция", а контроль за эксплуатацией построенных сетей осуществляет ОАО "Газпром газораспределение Воронеж".
Представитель подрядчика не предоставил доказательств того, что им были начаты работы на объекте и КП ВО "Единая дирекция" они были приостановлены из-за несоответствия их требованиям проекта, строительным нормам, правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления на объектах газораспределительных систем.
Принимая во внимание все вышеизложенное, учитывая тот факт, что контракт был заключен на выполнение работ в рамках проекта по газификации, что затрагивает социальную сферу жизнедеятельности населения поселка, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что действия Подрядчика не были направлены на исполнение контракта, подрядчик не подтвердил намерение о начале выполнения работ, действия заказчика привели к срыву сроков по контракту и поиску нового подрядчика для начала выполнения работ по газификации поселка.
В совокупности, установленные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении подрядчика при исполнении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из общего правила, закрепленного в п. 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника; отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров; отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч.1 ст.715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (ч. 3 ст. 715 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
По итогам рассмотрения обращения установлено, что подрядчик в течение десятидневного срока после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта: с 04.10.2022 по 13.10.2022 не приступил к выполнению работ в установленный контрактом срок.
Следовательно, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 14.10.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России, ввиду отсутствия предоставления со стороны подрядчика доказательств его добросовестности при исполнении контракта, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ,
р е ш и л а :
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения об ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС", Сокращенное наименование ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС", адрес: 305001, КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КУРСК, УЛ. ПИОНЕРОВ, Д.10, К.А, ОГРН 1024600937855, ИНН 4632024490, КПП 463201001, дата постановки на учет в налоговом органе 16.07.2002, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЗАЙЦЕВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ИНН 463225557726.
Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "КУРСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Резолютивная часть решения объявлена: 25.10.2022 года.
В полном объеме решение изготовлено: 28.10.2022 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 25 октября 2022 г. N 036/06/104-1191/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022