На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФКУ "ЦОКР" в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по охране объектов (реестровый N 0173200001422001119).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) проводит внеплановую проверку в составе:
Председательствующего:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
Е.Ю. Давыденко - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок;
К.Д. Киняшовой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
в присутствии уполномоченных представителей Департамента города Москвы по конкурентной политике: А.А. Арзуманян (доверенность N77-13-13/21-31 от 07.09.2021), УСЗН ВАО города Москвы: В.В. Еремина (доверенность N б/н от 30.12.2021), УСЗН ЗАО города Москвы: С.М. Давлетовой (доверенность N Д-4/22 от 28.01.2022), УСЗН САО города Москвы: В.Ю. Платонова (доверенность N 1 от 01.11.2022), ДТСЗН г. Москвы: А.В. Барамыкова (доверенность N 22/73/112 от 07.06.2022), УСЗН СВАО города Москвы: О.Н. Тимофеевой (доверенность N 01-06-6287/22 от 02.11.2022), УСЗН СЗАО города Москвы: А.В. Панченко (доверенность N 01-10-2/22 от 10.01.2022), УСЗН ЦАО города Москвы: Т.Е. Тихоновой (доверенность N 93/22 от 02.11.2022), УСЗН ЮВАО города Москвы: Н.В. Голубевой (доверенность Nб/н от 28.02.2022), Г.А. Звягиной (доверенность N 53 от 08.09.2022), УСЗН ЮЗАО города Москвы: А.В. Григорьян (доверенность N 1805 от 01.11.2022), а также в отсутствие представителей УСЗН ЗелАО города Москвы, Вольфгайн П.М., уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/55691/22 от 01.11.2022,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение Вольфгайн П.М. (далее - Заявитель) о нарушениях, допущенных государственными заказчиками (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов (реестровый N 0173200001422001119).
В составе обращения Заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушен порядок оценки заявки ООО ЧОО "Град безопасность" по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с ч.12 ст.99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Таким образом, предмет обращения о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части применения установленного в извещении порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей, при этом вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "р" п.1, пп "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно пп."р" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением о проведении открытого конкурса оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Абз.1 п.1 Постановления Постановление N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки,в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией Управления определено, что согласно извещению проведении открытого конкурса в электронной форме, Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта":
- детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров":
"К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, предусматривающие оказание услуг охраны объектов и (или) имущества.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный (исполненные) договор (договоры) (к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек));
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью, за исключением проектной документации (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов приемки выполненных работ). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта (договора), дате заключения, предмете, сумме контракта (договоры), дате исполнения контракта (договора). Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" приведена в Приложении 1 к настоящему Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.".
В составе обращения Заявитель указывает, что в составе заявки участника закупки ООО ЧОО "Град безопасность" представлены недостоверные сведения об исполненных контрактах, при этом в обоснование своей позиции Заявитель указывает, что согласно сведениям из системы "Контур-Фокус" и сервиса "Прозрачный бизнес" сумма выручки ООО ЧОО "Град безопасность" за 2017 год составила 51 694 тыс. руб., за 2018 год - 41 961 тыс. руб., за 2019 год - 118 041 тыс. руб., за 2020 год - 339 167 тыс. руб., за 2021 год - 448 516 тыс. руб.
Согласно ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявки ООО ЧОО "Град безопасность" комиссией Заказчика было принято к оценке 17 контрактов (договоров) на сумму 5 196 227 456, 01 руб.
Заявка участника закупки ООО ЧОО "Град безопасность" оценивалась комиссией по осуществлению закупок в соответствии с установленным порядком оценки, при этом оснований сомневаться в достоверности представленных сведений у конкурсной комиссии не имелось.
Представленные ООО ЧОО "Град безопасность" документы в полной мере соответствовали требованиям, установленным Порядком оценки.
Комиссия Управления отмечает, что, в соответствии с установленным порядком оценки, участникам закупки представлялось возможным представить договора и контракты заключенные как в рамках Закона о контрактной системе, Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так и иные контракты/договоры гражданско-правового характера, данные которых в открытом доступе в обязательном порядке не размещаются, кроме того, данные открытых источников о бухгалтерской отчетности, приведенные Заявителем в составе обращения, не содержат исчерпывающую информацию о бухгалтерской отчетности ООО ЧОО "Град безопасность".
Также Комиссия Управления отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Вместе с этим, как следует из материалов дела, каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал.
Доказательств обратного Заявителем в составе обращения, не представлено.
На основании вышеизложенного у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать комиссию по осуществлению закупок Заказчика нарушившей Закон о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчиков не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: А.С. Спирякова
Члены Комиссии: К.Д. Киняшова
Е.Ю. Давыденко
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 ноября 2022 г. N 077/06/99-16418/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022