Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от заказчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии" <_>, представителей по доверенности; в отсутствии представителя от победителя закупки - общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХ", надлежайшим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения, рассмотрев путем видео-конференц-связи обращение, представленное Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии" (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХ" (далее - ООО "СТРОЙТЕХ", Общество), находящемся по адресу: 143003, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Бирюзова, д. 17, офис 27 ( ИНН : 5032336010, КПП: 503201001, ОГРН: 1215000126230) ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) 20.10.2022 поступило обращение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии" о включении в Реестр сведений об ООО "СТРОЙТЕХ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включает ся информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5
части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
16.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N
0115100002822000011 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту окон лабораторного помещения в Пристрое административно-лабораторного корпуса, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 3 764 478,58 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2022 NИЭА1 участник с идентификационным номером N 5 (ООО "СТРОЙТЕХ") признан победителем с предложением о цене контракта в размере 3 162 162,02 рублей, снижение цены составило 15,99 %.
06.06.2022 между Заказчиком и ООО "СТРОЙТЕХ" заключен гражданско-правовой договор N 9ЭА-44/2022 на выполнение работ по капитальному ремонту окон лабораторного помещения в Пристрое административно-лабораторного корпуса, по адресу: Российская Федерация, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 3Д. (далее - Контракт).
Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту окон лабораторного помещения в Пристрое административно-лабораторного корпуса, по адресу: Российская Федерация, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 3Д., (далее - работы, объект) в соответствии с Описанием объекта закупки (Техническое задание) ( Приложение N1 к настоящему Контракту), с Локальной сметой (Приложение N2 к настоящему Контракту), Ведомостью объемов работ (Приложение N3 к настоящему Контракту), а Заказчик оплачивает выполненные надлежащим образом работы в размере и сроки, установленные настоящим Контрактом (пункт 1.1 . Контракта ).
Объем и состав работ определяются в соответствии с Локальной сметой (Приложение N2 к настоящему Контракту). Все работы должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих данный вид деятельности (пункт 1.2. Контракта).
Подрядчик обязуется своевременно и надлежащим образом осуществить работы по капитальному ремонту собственными силами и средствами, включая возможные работы, определенно в Контракте не упомянутые, но необходимые для полной и нормальной эксплуатации объекта (пункт 1.3. Контракта).
Работы выполняются Подрядчиком - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество используемых им материалов и оборудования, а также за использование материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц (пункт 1.4. Контракта).
Сроки выполнения работ по Контракту в полном объеме: с даты подписания Контракта по 31.08.2022 года (пункт 3.1. Контракта).
Согласно пункту 2.9. Контракта аванс по настоящему Контракту преду смотрен в размере 50% от цены Контракта: 1 581 081 (один миллион пятьсот восемьдесят одна тысяча восемьдесят один) рубль 01 копейка. Размер аванса не должен превышать размер доведенных лимитов на текущий финансовый год.
В соответствии с пунктом 4.3.29 Контракта Подрядчик обязан открыть лицевой счет (раздел на лицевом счете) в территориальном органе Федерального казначейства в целях осуществления операций со средствами участников казначейского сопровождения до "30" июня 2022 года.
C момента подписания Контракта по 07.10.2022 включительно указанный лицевой счет Подрядчиком не открыт, работы, предусмотренные Контрактом не проводятся.
Таким образом условия Контракта Подрядчиком нарушены, обязательства не исполнены.
Согласно пункту 10.2 . Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Допускаются возможности одностороннего отказа от исполнения Контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ и ГК РФ ( пункт 10.3. Контракта ).
Ненадлежайшее исполнение условий Контракта, привело к невозможности заказчика получить услуги, предусмотренные Контрактом в соответствии с установленными условиями, что является существенным нарушением условий Контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
07.10.2022 Заказчик, в силу пункта 10.2 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что Общество обраща-
лось к Заказчику с просьбой продлить срок исполнения Контракта, на что Заказ чик ответил отказом.
Подрядчик в письме N 486 от 12.09.2022 сообщал, что счет для получения аванса не был открыт по техническим причинам.
Заказчик в адрес Подрядчика неоднократно направлял письма с требованиями приступить к выполнению работ на объекте с целью исполнить свои обязательства в установленный Контрактом срок: N 02-01/02-01-29-1747-2022 от 18.07.2022, N 02-01/02-01-29-1953-2022 от 11.08.2022. Также направлено требование об уплата неустоек (штрафов, пеней) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом от 14.09.2022 N 02-1/02-01-292179-2022.
Указанные письма представлены Заказчиком в Управление к данному заседанию.
Дополнительно Заказчиком представлена переписка Подрядчика, из которой следует, что Общество не отрицает тот факт, что к выполнению работ не приступило.
В ходе подготовки к заседанию Комиссией Чувашского УФАС России направило в адрес ООО "СТРОЙТЕХ" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта на выполнение работ по капитальному ремонту окон лабораторного помещения в Пристрое административно-лабораторного корпуса и обеспечить явку представителя ООО "СТРОЙТЕХ" на заседание Комиссии Чувашского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "СТРОЙТЕХ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседание Комиссии ООО "СТРОЙТЕХ" явку представителя не обеспечило, письменные пояснения не направило.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено 24 записи о включении ООО "СТРОЙТЕХ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, и, установив при этом соблюдение этой процедуры заказчиком, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения контракта.
Установлено, что Обществом не предприняты все необходимые и разум-
ные меры с целью исполнения Контракта, в связи с чем включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае недобросовестность Подрядчика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к надлежащему исполнению условий контракта.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке на выполнение работ по капитальному ремонту окон лабораторного помещения в Пристрое административно-лабораторного корпуса, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту окон лабораторного помещения в Пристрое административно-лабораторного корпуса, Комиссия нарушений в действиях заказчика не выявила.
По результатам рассмотрения представленной информации и документов,
Комиссия приходит к выводу о необходимости внесения сведений об ООО "СТРОЙТЕХ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1 Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХ", зарегистрированном по адресу: 143003 , Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Бирюзова, д. 17, офис 27 (ИНН: 5032336010, КПП:
503201001, ОГРН: 1215000126230), а также сведения о генеральном директоре <_> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со сроком на два года.
2 Датой включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХ", а также сведений о генеральном директоре <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 31 октября 2022 г. N 021/10/104-945/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022