Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
при участии представителей:
От Общества с ограниченной ответственностью "АКВАСИБИМПОРТ": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом
От заказчика - Муниципального казенного учреждения "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска:
- Молокова А.В. (представитель по доверенности);
рассмотрев материалы дела N 7-3/683 по обращению заказчика - Муниципального казенного учреждения "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска (далее - Заказчик, Учреждение) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АКВАСИБИМПОРТ" (далее - Общество, Поставщик, ООО "АКВАСИБИМПОРТ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку моторов для лодок ПВХ (извещение N0122300006122000585),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
14.06.2022 уполномоченным органом - Администрацией города Хабаровска размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0122300006122000585.
Объект закупки: Поставка моторов для лодок ПВХ.
Начальная (максимальная) цена контракта: 578 666,68 рублей.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона следует, что победителем торгов признано ООО "АКВАСИБИМПОРТ", направившее в ходе торгов наименьшее ценовое предложение.
27.06.2022 по результатам осуществления закупки заключен государственный контракт между Учреждением и участником закупки - ООО "АКВАСИБИМПОРТ" на поставку моторов для лодок ПВХ (далее также - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта предметом является поставка моторов для лодок ПВХ (далее-Товар).
Цена контракта составляет 419 532 (четыреста девятнадцать тысяч пятьсот тридцать два) рубля 98 копеек, НДС не облагается (п. 2.1 Контракта).
В соответствии с п. 2.2 Контракта цена контракта включает в себя:
- стоимость Товара и упаковки;
- расходы на доставку Товара Поставщиком Заказчику;
- расходы на оплату всех налогов, сборов и других обязательных платежей;
- все прочие расходы Поставщика прямо или косвенно связанные с исполнением его обязательств по настоящему контракту.
Срок поставки Товара - в течение 40 (сорока) рабочих дней с даты заключения контракта (п. 4.1 Контракта).
В соответствии с Контрактом поставщик обязан осуществлять поставку Товара в соответствии с условиями настоящего контракта; обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом. Качество Товара должно подтверждаться документами, подтверждающими качество и безопасность Товара, применительно к каждому виду товара
Согласно п. 8.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 11.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств (п. 11.3 Контракта).
Приложением N1 к Контракту стороны согласовали товар, подлежащий поставке в рамках исполнения контракта, общую цену и цену за единицу товара.
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
*Цена, руб. |
Страна происхождения товара, товарный знак (при наличии)* |
|
за ед. |
всего |
|||||
1 |
Двигатель лодочный подвесной, 2х-тактный лодочный мотор Mikatsu M9.9FHS |
шт. |
3 |
104 883,25 |
314 649,75 |
Китайская Народная Республика |
2 |
Двигатель лодочный подвесной, 2х-тактный лодочный мотор Mikatsu M9.9FHS |
шт. |
1 |
104 883,23 |
104 883,23 |
Китайская Народная Республика |
ИТОГО |
419 532,98 |
Приложением N2 к Контракту установлено условие, что упаковка поставляемого товара должна соответствовать действующим стандартам и обеспечивать сохранность товара при транспортировке, отгрузке и хранении. С мотором должны быть руководство по эксплуатации, сертификат соответствия, паспорт двигателя с "гарантийным талоном".
Как следует из 01.07.2022 в адрес заказчика осуществлена поставка товара со стороны ООО "АКВАСИБИМПОРТ".
19.08.2022 Заказчик направил письмо в адрес ООО "АКВАСИБИМПОРТ" с требованием разместить документ о приемке в ЕИС.
Письмом от 20.09.2022 N6/1225 Заказчик направил претензию, согласно которой Заказчик требовал направить документацию на товар, разместить документ о приемке в ЕИС, а также оплатить штраф за нарушение условий контракта.
В соответствии с письмом от 28.09.2022 N6/1267 Заказчик отказал в приемке поставленного товара в связи с отсутствием документов на товар.
Согласно письму от 10.10.2022 N6/1340 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В соответствии со сведениями Единой информационной системы в сфере закупок указанное решение размещено в дату его принятия.
Из письменных пояснений заказчика следует, что поставленный товар принят на ответственное хранение, поскольку в связи с отсутствием документов о безопасности поставленных моторов, установка и использование моторов исключена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пояснений от участника закупки по вопросу исполнения контракта в период проведения внеплановой проверки в адрес Хабаровского УФАС России не поступило.
Рассмотрев материалы дела N7-3/683, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Как установлено п. 2 ст. 456 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Статьей 464 ГК РФ предусмотрено, что если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Как следует из материалов дела, Обществом поставлен товар без предусмотренных Контрактом документов.
Поскольку отсутствие предусмотренных п. 5.3.4, приложением N2 к Контракту исключает возможность принятия товара и его использование по назначению, заказчиком в принятии товара отказано.
В связи с допущенным нарушением условий контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Исходя из части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом положений ст. 95 Закона о контрактной системе контракт расторгнут 21.10.2022.
Доказательств передачи необходимых документов к товару надлежащего качества ООО "АКВАСИБИМПОРТ" как в десятидневный период, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, так и в период проведения Комиссией Хабаровского УФАС России проверки по обращению Заказчика, не представлено.
При этом исходя из положений ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, для решения вопроса об установке двигателей на маломерные суда, регистрации таких судов, необходимо предоставление соответствующих документов о безопасности двигателей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Таким образом, ООО "АКВАСИБИМПОРТ" неисполены условия контракта, поставка товара осуществлена с нарушением контракта, исключающим принятие и использование такого товара заказчиком.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "АКВАСИБИМПОРТ" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "АКВАСИБИМПОРТ", обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не установлено, материалы дела не содержат.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "АКВАСИБИМПОРТ, отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "АКВАСИБИМПОРТ" и его учредителе (директоре) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Муниципальным казенным учреждением "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска об Обществе с ограниченной ответственностью "АКВАСИБИМПОРТ" (ИНН 2540232480), учредителе (директоре) Общества - Кудрике Максиме Валерьевиче (ИНН 252533233320), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 октября 2022 г. N РНП-27-531
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022