Резолютивная часть объявлена 31.10.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 03.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Павлюк И.А. по доверенности N4 от 28.10.2022, Аджиев К.М. по доверенности N4 от 28.10.2022;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Колесник Т.Ф. по доверенности N32 от 12.01.2022, Невердас Д.Ю. по доверенности N31 от 12.01.2022,
на основании поступившего обращения от Регионального исполкома Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (вх. N10429-ЭП/22 от 10.10.2022), в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части исполнения муниципального контракта N ЭА.2022.00007 от 31.03.2022, предметом которого является выполнение работ по рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8 км автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000011), а также, при проведении открытого конкурса в электронной форме, Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000001), провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в пределах полномочий антимонопольного органа.
Проверка начата в 12 часов 00 минут 31.10.2022.
Проверка окончена в 13 часов 00 минут 31.10.2022.
Заказчик: Нефтеюганское городское муниципальное казенное учреждение коммунального хозяйства "Служба единого заказчика".
Юридический адрес Заказчика: 628309, г. Нефтеюганск, ул. Строителей, 4, а/я 29.
ИНН: 8604028250.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, каб. 255.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило обращение от Регионального исполкома Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (вх. N10429-ЭП/22 от 10.10.2022), в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части исполнения муниципального контракта N ЭА.2022.00007 от 31.03.2022, предметом которого является выполнение работ по рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8 км автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000011), а также, при проведении открытого конкурса в электронной форме, Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000001).
Из обращения следует, что Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в Извещении и Техническом задании о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000001), а в Извещении и Техническом задании о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8 км автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000011) такие требования отсутствуют.
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000001) Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Предметом закупки является рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут.
Согласно Извещению установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности на территории ХМАО-Югры (согласно Федеральному закону от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ). Лицензия должна включать транспортирование конкретного вида отходов: отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов код ФККО 731 931 11 72 4, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. - копия действующей лицензии (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021) и/или выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий.
Вместе с тем, исходя из Технического задания, и в целом, из характера закупки, работы по размещению, обработке отходов I-IV классов опасности являются лишь составной частью выполнения работ по рекультивации свалки ТБО, т.е. не являются самостоятельным объектом закупки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия в свою очередь предусматривают снятие и вывоз поверхностного загрязненного слоя почвы.
Исходя из проектной документации по рекультивации свалки ТБО, подрядчику следует, на месте расположения свалки, произвести работы по восстановлению почвы.
В силу вышеизложенного, установление в Извещении требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности на территории ХМАО-Югры неправомерно, что является нарушением положений части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Техническом задании, Заказчиком, установлено требование к Исполнителю о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности на территории ХМАО-Югры, для подтверждения самой возможности утилизации транспортированных отходов, что согласуется с законодательством о контрактной системе.
Относительно открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000011) Комиссия Управления поясняет следующее.
Как установлено ранее, работы по размещению, обработке отходов I-IV классов опасности являются лишь составной частью выполнения работ по рекультивации свалки ТБО, т.е. не являются самостоятельным объектом закупки.
Следовательно, установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности на территории ХМАО-Югры неправомерно.
В данном аукционе Заказчик вышеуказанное требование не установил, что согласуется с положениям законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления выявлено следующее нарушение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено ранее, работы по размещению, обработке отходов I-IV классов опасности являются лишь этапом выполнения работ по рекультивации свалки ТБО.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено ранее, работы по размещению, обработке отходов I-IV классов опасности являются лишь этапом выполнения работ по рекультивации свалки ТБО.
По мнению Комиссии Управления, Заказчик в техническом задании должен был установить требование о наличии лицензии на размещение, транспортирование отходов I-IV классов опасности.
Иное, не позволяет должным образом проследить фактическое исполнение принятых Исполнителем (субподрядной организацией) обязательств.
В силу вышеизложенного, неустановление требования о подтверждении исполнителем (субподрядной организацией) наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности на территории ХМАО-Югры может привести к отсутствию контроля и, как следствие, сбрасыванию отходов в не предназначенные для этого места, что может пагубно повлиять на экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Более того, необходимость вывоза отходов подтверждается на листах 70-71раздела Проекта рекультивации "Оценка воздействия на окружающую среду":
Осадок, образуемый при зачистке мойки колес автотранспорта (Осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный, 72310101394), выгружается на твердую площадку, после естественной подсушки без накопления вывозится транспортом лицензированного предприятия на размещение. Периодически осуществляется долив воды. В состав отхода входит осадок, образующийся при зачистке мойки колес. Данные отходы подлежат вывозу по мере накопления и обезвреживанию силами лицензированной организации.
Также, на листе 86 "Оценки воздействия на окружающую среду" установлено:
На площадке должны быть отведены специально обустроенные места для накопления отходов до момента отправки их на переработку на другое предприятие или на объект размещения отходов. Площадки для накопления отходов должны быть оборудованы таким образом, чтобы свести к минимуму загрязнение окружающей среды.
При сборе отходов должна производиться их сортировка по классам токсичности,консистенции, направлениям использования. Место и способ накопления отходов должны гарантировать сведение к минимуму риск возгорания отходов, недопущение замусоривания территории, удобство вывоза отходов.
На листе 87 указано, что перед началом рекультивационных работ подрядная организация обязана заключить договоры на вывоз и прием всех видов образующихся отходов с организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Вместе с тем, в Техническом задании отсутствует требование к исполнителю (9субподрядной организации) о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности на территории ХМАО-Югры.
По мнению Комиссии Управления, Заказчик должен был установить требование в техническом задании о подтверждении возможности утилизировать либо захоронить отходы исполнителем (субподрядной организацией).
Иное, не позволяет должным образом проследить фактическое исполнение принятых Исполнителем обязательств.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией Управления установлено, что по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000011) заключен контракт, а открытый конкурс в электронной форме, предметом которого является рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 8-м км. автодороги Нефтеюганск-Сургут (извещение N 0187300012822000001) признан несостоявшимся, следовательно, оснований для выдачи предписания не имеется.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика - Нефтеюганское городское муниципальное казенное учреждение коммунального хозяйства "Служба единого заказчика" выявлены нарушения положений части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности согласно частей 4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 ноября 2022 г. N 086/06/99-1526/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022