Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "ФТД Промсервис" (далее - ООО "ФТД Промсервис", Общество) - ///,
в отсутствие представителя Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска" (далее - заказчик) - ходатайство от 24.10.2022 г. о рассмотрении обращения без участия представителя,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых
актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "ФТД Промсервис" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.05.2022 г. N 103 на поставку мягкого инвентаря (детские вещи) , реестровый номер закупки 0334200001822000005.
ООО "ФТД Промсервис" представлены письменные пояснения по основаниям, послужившим для принятия заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которым Общество не уклонялось от исполнения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что заказчиком 19.04.2022 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200001822000005 "Поставка мягкого инвентаря (детские вещи)" (идентификационный код закупки 222381002843338100100100520010000244).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 69 605 рублей 71 копейка.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 111796394 - ООО "ФТД Промсервис".
12.05.2022 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
Цена Контракта составляет 68 213 рублей 59 копейки.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику мягкий инвентарь (детские вещи) (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Пунктом 3.5 Контракта установлено, что "3.5. Период поставки товара: с момента заключения контракта по 31.10.2022 г. партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика.
Условия поставки товара:
- срок исполнения заявки 10 (Десять) рабочих дней с момента передачи Заявки Поставщику;
- общее количество заявок Заказчика - не более 4 (четырех);
- поставка осуществляется в рабочие дни (рабочая неделя: понедельник-пятница, часы приемки товара с 09:00 до 17:00);
- Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в товаре;
- поставка и отгрузка товара осуществляется транспортом и силами поставщика до местонахождения Заказчика;
- досрочная поставка товара, отгрузка товара без заявки, либо в большем объеме могут производиться только с предварительного согласия Заказчика.
Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону 8(343)3487079,89126027535, 89122447642), так и в письменной (нарочным, по электронной почте 3051972@bk.ru)".
"Не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до дня доставки Товара Поставщик обязан согласовать с представителем Заказчика дату и время доставки Товара" (пункт 3.2 Контракта).
17.06.2022 г. Обществом по заявке заказчика поставлена часть товара на сумму 15 972 рубля 06 копеек, что подтверждается счет-фактурой N 13 от 08.06.2022 г.
Платежным поручением N 1216633 от 20.06.2022 г. поставленный товар оплачен заказчиком.
Заказчиком 15.08.2022 г. в адрес ООО "ФТД Промсервис" направлена заявка на поставку оставшейся части товара.
С учетом положений пункта 3.5 Контракта ООО "ФТД Промсервис" должно поставить товар не позднее 29.08.2022 г.
Вместе с тем, исходя из материалов обращения, в установленный срок Обществом предусмотренный Контрактом товар не поставило.
13.09.2022 г. заказчиком продублирована заявка на поставку товара.
В установленный Контрактом срок - 27.09.2022 г. товар Обществом не поставлен.
04.10.2022 г., 17.10.2022 г. заказчиком направлены претензии ООО "ФТД Промсервис".
Ответы Общества на претензии в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях (ч. 2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ):
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки.
В рассматриваемом случае Обществом неоднократно в установленный заказчиком срок товар не поставлен.
05.10.2022 года заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 9 Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 05.10.2022 г. размещено заказчиком в Единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 18.10.2022 г.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, до вступления решения об одностороннем отказе в силу Общество не поставило товар согласно заявки.
Из пояснений ООО "ФТД Промсервис" следует, что Обществом предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства, при этом, поставка товара, предусмотренного Контрактом, была невозможна не по вине Общества. После того, как возможность поставки товара появилась, товар был направлен в адрес заказчика. С целью закупки товара, поставка которого является предметом Контрактов, 18.07.2022 г. между ООО "ФТД Промсервис" и ИП Коржаевой И.В. заключен договор купли-продажи, между сторонами договора подписана спецификация, Обществом была оплачена предоплата ИП Коржаевой И.В. Однако, поставить товар в срок ИП Коржаева И.В. не смогла, о чем уведомила в письме от 30.08.2022 г., а также в письме от 15.10.2022 г. в связи с задержкой поставки расходных материалов. 21.10.2022 г., когда ИП Коржаева И.В. выполнила свои обязательства перед ООО "ФТД Промсервис", товар, предусмотренный Контрактом, был направлен в адрес заказчика, о чем заказчик был уведомлен письмом N 60 от 21.10.2022 г.
В качестве подтверждения своих доводов ООО "ФТД Промсервис" представлены договор купли-продажи N 20 от 31.05.2022 г., договор купли-продажи N 21 от 01.06.2022 г., платежное поручение N 143 от 20.07.2022 г., письма ИП Коржаевой И.В., экспедиторская разгрузка от 21.10.2022 г., письмо Общества исх. N 60 от 21.10.2022 г.
Изучив представленные Обществом договоры с ИП Коржаевой И.В., Комиссия установила, что согласованная между ООО "ФТД Промсервис" и ИП Коржаевой И.В. к договорам NN 20,21 спецификация на поставку товара соответствует техническому заданию, указанному в приложении N 1 к Контракту.
Также в материалах дела содержится переписка между представителями заказчика и директором ООО "ФТД Промсервис".
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Комиссия приходит к выводу, что ООО "ФТД Промсервис" при исполнении своих обязательств допущены нарушения обязательств по Контракту, однако, Комиссия не может прийти к выводу, что неисполнение таких обязательств однозначно вызвано действиями Общества.
Из пояснений Общества следует, что им предпринимались попытки поставить товар.
Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому Обществом исполнено 791 контракт из 831, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 20 контрактов находится на исполнении, что препятствует сделать однозначный вывод о недобросовестности Общества, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о намеренном уклонении Общества от исполнения Контракта, невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения Общества при исполнении своих обязательств, что препятствует включению сведений в отношении ООО "ФТД Промсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ФТД Промсервис" (ИНН: 6678048988, 623710, Свердловская область, г. Березовский, п. Лосиный, ул. Октябрьская, д. 6, оф. 1), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе/участнике Общества с ограниченной ответственностью "ФТД Промсервис" (Сосновский Андрей Николаевич, ИНН 667005448940), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "ФТД Промсервис" (Сосновский Андрей Николаевич, ИНН 667005448940) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022