Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>;
Членов Комиссии:
<------>;
<------>;
При участии в формате ВКС:
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Заявителя - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Ферум" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации, индивидуальных устройств оповещения о пожаре со звуковыми, со световыми и вибрационными сигналами ("Браслет-Р"), ПАК Стрелец-мониторинг, автоматических установок пожаротушения, системы противодымной вентиляции, противопожарных и дымовых клапанов, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), системы видеонаблюдения, электромагнитных замков, эвакуационного освещения, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", начальная (максимальная) цена контракта - 7 099 999,90 рублей (извещение N 0190200000322011222) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 17.10.2022 15:00 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 25.10.2022 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 25.10.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27.10.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что:
1. Заказчик неправомерно установил требование о наличии у участника закупки лицензии в установленной форме, на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с правом на выполнение лицензированного вида деятельности - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Согласно Техническому заданию, в перечень работ по оказанию услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации, индивидуальных устройств оповещения о пожаре со звуковыми, со световыми и вибрационными сигналами ("Браслет-Р"), ПАК Стрелец-мониторинг, автоматических установок пожаротушения, системы противодымной вентиляции, противопожарных и дымовых клапанов, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), системы видеонаблюдения, электромагнитных замков, эвакуационного освещения, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не входят работы по Монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Заказчик неправомерно включил в Техническое задание требование о том, что Исполнитель по контракту предоставляет расчет стоимости услуг по всем видам услуг согласно приложений NN 1-8 к ТЗ до заключения контракта - обязательно.
Заказчик, Уполномоченный орган представили в Управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя согласно которых с доводами Заявителя они не согласны, считают, что при формировании извещения об осуществлении закупки действовали в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В отношении первого довода.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации, индивидуальных устройств оповещения о пожаре со звуковыми, со световыми и вибрационными сигналами ("Браслет-Р"), ПАК Стрелец-мониторинг, автоматических установок пожаротушения, системы противодымной вентиляции, противопожарных и дымовых клапанов, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), системы видеонаблюдения, электромагнитных замков, эвакуационного освещения, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) устанавливает отдельные виды деятельности подлежащие лицензированию.
В соответствии с пп. 9 п. 4 Закона N99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 3 указанного выше перечня установлен монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Противопожарное водоснабжение, это комплекс инженерно-технических сооружений, водопроводных сетей, пожарного оборудования, предназначенных для хранения, забора, очистки (в случае необходимости), транспортирования и применения воды в количестве, обеспечивающем эффективное тушение пожаров в зданиях, сооружениях, на иных объектах.
В состав такого водоснабжения входят насосные станции пожаротушения, а также система внутреннего противопожарного водопровода.
Понятие внутреннего противопожарного водопровода дано в ГОСТ Р 59643-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 796-ст), где указано, что внутренний противопожарный водопровод; ВПВ, это совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу огнетушащего вещества к пожарным запорным клапанам пожарных кранов и/или пожарным запорным клапанам сухотрубов.
В соответствии с разделом 4 Приказа МЧС России от 27 июля 2020 г. N 559 "Об утверждении свода правил СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" установлена Классификация внутреннего противопожарного водопровода (далее - ВПВ). Согласно статье 4.4. ВПВ в зависимости от вида водопитателя подразделяется на ВПВ без повысительных установок и на ВПВ с повысительными установками. В качестве повысительных установок могут использоваться:
-пожарные насосы, питающиеся через вводной трубопровод от внешней магистральной водопроводной сети;
-пожарные насосы, питающиеся от пожарного резервуара;
-водонапорный бак;
-водонапорный бак совместно с пожарными насосами;
-гидропневматический бак;
-гидропневматический бак совместно с пожарными насосами.
Примечание: допускаются другие виды повысительных установок, если они обеспечивают заданные параметры ВПВ и требования настоящего свода правил, например, хозяйственно-питьевые насосы или водяные насосы, предназначенные для производственных нужд.
Приложением 1.1 к Извещению об осуществлении закупки установлен перечень оборудования передаваемого исполнителю куда входит в том числе:
Nп/п |
Циркуляционные Насосы |
||
1 |
ПН-01/02 |
Пожарный Насос |
NB 40-160/172 A-F-A-BAQE |
2 |
ПН-03 |
Пожарный Насос (Жокей) |
CR 3-9 A-FGJ-A-E-HQQE |
3 |
|
Дисковый поворотный затвор |
|
4 |
|
Клапан водно-сигнальный |
|
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что при выполнению работ по контракту Исполнителем должно быть обслужено оборудование в ходящее в состав системы противопожарного водоснабжения.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из анализа главы 6 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителе лежит обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Как в своей жалобе, так и на заседании Комиссии, Заявителем не представлено безусловных доказательств того, что при выполнении работ по затрагиваемому контракту исполнителем не будут выполнятся работы по обслуживанию системы противопожарного водоснабжения и ее элементов.
Кроме этого Комиссия сообщает, что в соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как установлено, согласно выписки из реестра лицензий МЧС размещенной на официальном сайте https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search=7720483273 Заявитель имеет лицензию N 77-06-2020-002528 (Л014-00101-77/00125392) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в которую входят также работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в связи с чем действия Заказчика по установлению требования о предоставлении участником закупки лицензии с указанным выше видом деятельности не могут нарушать права и законные интересы Заявителя.
Учитывая изложенное Комиссия не устанавливает в действиях Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки лицензии в установленной форме, на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с правом на выполнение лицензированного вида деятельности - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, нарушение норм Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
В отношении второго довода.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Норма ст. 33 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень сведений, которые указываются Заказчиком при описании объекта закупки, в частности такое описание должно содержать указание на функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Из системного толкования ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта, а следовательно должны быть выполнены в рамках заключенного контракта.
Как следует из Приложения N 1.1 к Извещению об осуществлении закупки, которое по своей сути является объектом закупки, Заказчиком в п. 2 установлено, что Исполнитель по контракту предоставляет расчет стоимости услуг по всем видам услуг согласно приложений NN 1-8 к ТЗ до заключения контракта - обязательно.
Комиссия определяет, что включение в описание объекта закупки требований, выполнение которых не подразумевается в ходе исполнения контракта, а следовательно не являющихся предметом контракта, нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того Комиссия сообщает, что участник закупки подавший заявку на участие в закупке и ставший победителем по результатам определения поставщика, приобретает статус Исполнителя по контракту только после заключения такого контракта по правилам установленным ст. 51 Закона о контрактной системе.
По своей сути, установленное Заказчиком в п. 2 Технического задания, требование о предоставлении определенных документов Исполнителем, является требование о предоставлении таких документов участником закупки.
Между тем, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик имеет право требовать предоставления каких-либо документов от участников закупки только в составе заявки.
Требования к содержанию составу заявки участника закупки установлены частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом установленный данными частями перечень требований является закрытым и расширению не подлежит.
При этом ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В виду изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении со стороны Заказчика требований п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
По мнению Комиссии выявленные нарушения не повлияли на порядок определения поставщика, в связи с чем полагает возможным устранения допущенных нарушений путем внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю закупки.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ферум" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации, индивидуальных устройств оповещения о пожаре со звуковыми, со световыми и вибрационными сигналами ("Браслет-Р"), ПАК Стрелец-мониторинг, автоматических установок пожаротушения, системы противодымной вентиляции, противопожарных и дымовых клапанов, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), системы видеонаблюдения, электромагнитных замков, эвакуационного освещения, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", начальная (максимальная) цена контракта - 7 099 999,90 рублей (извещение N 0190200000322011222), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение извещения о проведении закупки, о необходимости представить в срок до 30.11.2022 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 01.12.2022 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------>
Члены Комиссии: <------>
<------>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 октября 2022 г. N 089/06/31-808/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022