Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Региональный Мониторинговый центр":
в отсутствие представителей:
от Заявителя - ООО "Транспортная компания N 1", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3880-ИП/22 от 24.10.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание автотранспортных услуг.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 699 840,00 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.
Комиссия установила, что приложением N 1 к Описанию объекта закупки предусмотрены следующие требования:
Требования к техническим и функциональным характеристикам автотранспорта, используемого при оказании автотранспортных услуг
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
1 |
Год выпуска автомобиля |
должно быть не ранее 2019 года |
2 |
Тип кузова |
должен быть седан |
3 |
Длина автотранспорта, мм |
должно быть не менее 4384 |
4 |
Ширина автотранспорта, мм |
должно быть не менее 1699 |
5 |
Высота автотранспорта, мм |
должно быть не менее 1450 |
6 |
Цвет кузова |
должен быть черный, коричневый, синий, белый, серый. |
7 |
Колесная база автомобиля, мм |
должно быть не менее 2552 |
8 |
Общее количество дверей, шт |
должно быть не менее 4 |
9 |
Число мест, шт |
должно быть не менее 5 |
10 |
Количество ведущих колес, шт |
должно быть не менее 2 |
11 |
Коробка передач |
должна быть Гидромеханическая или механическая |
12 |
Объем багажника, л |
должно быть не менее 450 |
13 4 |
Дорожный просвет, мм |
должно быть не менее 155 |
14 |
Мощность двигателя |
должна быть не менее 100 л.с. |
15 |
Размер колесных дисков, дюйм |
должны быть не менее 14 |
16 |
Фонари освещения в салоне |
должны быть наличие |
17 |
Инерционные ремни безопасности |
оснащены все места пассажиров |
18 |
Электроусилитель рулевого управления |
должно быть наличие |
19 |
Замки с функцией центральной блокировки |
должно быть наличие |
20 |
Передние и задние стеклоподъемники с электроприводами |
должно быть наличие |
21 |
Подушки безопасности, шт. |
должно быть не менее 2 |
22 |
Кондиционер |
должно быть наличие |
23 |
Бортовой компьютер |
должно быть наличие |
24 |
Подогрев передних сидений |
должно быть наличие |
25 |
Механическая регулировка пассажирского сиденья |
должно быть наличие |
По мнению Заявителя, указание Заказчиком цвета кузова является необоснованным и существенно нарушающим положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом Комиссия установила, что Заказчик установил те требования и характеристики к закупаемым услугам, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности и необходимости достижения конкретной цели.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчик выбрал нейтральную цветовую палитру, так как автомобили предоставляются для организации и проведения деловых встреч с представителями субъектов РФ, в том числе с представителями Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и представителями других комитетов, учреждений, организаций, а также для организации поездок в Правительство Ленинградской Области, в органы исполнительной власти и им подобные организации и учреждения. Данные нейтральные цвета кузова выбраны Заказчиком с учетом безопасности дорожного движения: практичные, статистически безопасные (статистика по цвету автомобилей, чаще попадающих в ДТП), менее маркие.
Вместе с тем, указание Заказчиком в извещении об аукционе особых характеристик оказания услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики его деятельности, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к товару или услуге, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика, установившего в извещении об аукционе требования к цвету кузова автомобиля, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия считает необходимым также обратить внимание на то, что на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, которые все были допущены до участия в конкурентной процедуре. Победителем по рассматриваемой электронной процедуре предложена цена контракта в размере 1 633 403,20 руб., что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Транспортная компания N 1" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 октября 2022 г. N 047/06/49-3145/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022