Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Петербургский институт ядерной физики им.Б.П. Константинова национального исследовательского центра "Курчатовский институт":
в отсутствие представителей:
от Заявителя - ООО "ПромЭнерго", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3882-ИП/22 от 24.10.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку хозтоваров.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 970 764,40 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок применения национального режима.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка хозтоваров.
Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки предусмотрены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина 126н), а также ограничения допуска товаров, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 617).
Комиссия установила, что приложением N 1 к Описанию объекта закупки определены следующие требования к показателям поставляемых товаров, в том числе:
30 |
Лента киперная |
Лента, изготовленная из хлопчатобумажного текстильного материала (пряжи) диагонального либо саржевого переплетения нитей, суровая или гладкокрашеная. Ширина ленты превышает 22 мм. В рулоне должно быть не менее 100 м и не более 120. |
1 |
рул |
По мнению Заявителя, указанному товару соответствует код ОКПД2 13.99.15., который не входит ни в перечень, предусмотренный Приказом Минфина 126н, ни в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства N 617. Из указанного, по мнению Заявителя, следует, что установление ограничений и преференций на данную позицию неправомерно.
Комиссия не соглашается с данным доводом Заявителя, поскольку извещением об осуществлении закупки не предусмотрен код ОКПД2, определенный Заявителем в доводах жалобы, для товара "Лента киперная". В связи с чем, довод Заявителя о включении в один лот товаров, предусмотренных Приказом Минфина 126н и Постановлением Правительства N 617 и не включенных в предусмотренные вышеуказанными актами перечни, не находит своего подтверждения.
Дополнительно Комиссия также обращает внимание, что Заказчиком для данной позиции описания объекта закупки определен код ОКПД2 22.21.42.143 - Покрытия полимерные защитные пылеподавляющие.
При этом Комиссия, изучив характеристики указанного товара (лента киперная), пришла к выводу, что выбранный Заказчиком код ОКПД2 установлен неправомерно. Представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, опровергающих данную позицию.
Кроме того, Комиссия также обращает внимание на позицию N 73 описания объекта закупки, для которой предусмотрены следующие характеристики:
73 |
Перчатки рабочие х/б |
Хозяйственные перчатки должны быть изготовлены из хлопчатобумажных нитей, с специальным полимерным ПВХ покрытием, которое обеспечивает дополнительную стойкость ладонной части перчаток к истиранию, а также защищает от скольжения. Полимерное покрытие перчатки должно быть в виде волны. Перчатки должны быть предназначены для различных физических работ. Поверхность перчаток должна препятствовать скольжению и должна защищать руки от механических повреждений. Класс вязки перчаток должен быть не меньше 10 петель на дюйм. Материал перчаток должен быть не менее 80% хлопчатобумажная пряжа, смешанная нить из хлопка и полиэстера более 10%. Количество нитей должно быть 4/7. Перчатки преимущественно белого цвета. Край манжеты перчаток должен быть обработан оверлоком с дополнительной резинкой внутри для фиксации перчаток на запястье. Вес пары перчаток должен быть 42_2г. Перчатки должны быть гипоаллергенные. Размер изделия не менее 22,5 и не более 24 см. В упаковке необходимо не менее 10 пар печаток |
15 |
упак |
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что для указанного товара предусмотрен код ОКПД2 22.19.60.110. - перчатки резиновые.
При этом Комиссия также обращает внимание, что предусмотренные позицией N 73 описания объекта закупки перчатки должны быть изготовлены из хлопчатобумажных нитей, со специальным полимерным ПВХ покрытием; класс вязки перчаток должен быть не меньше 10 петель на дюйм. Материал перчаток должен быть не менее 80% хлопчатобумажная пряжа, смешанная нить из хлопка и полиэстера более 10%.
Из указанного следует, что у Заказчика наличествует потребность в перчатках, изготовленных из хлопчатобумажной пряжи.
При таких обстоятельствах Комиссия установила, что выбранный код ОКПД2 22.19.60.110. - перчатки резиновые для вышеуказанного товара "Перчатки рабочие х/б" выбран ненадлежащим образом.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 октября 2022 г. N 047/06/42-3147/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022