Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей от Заказчика - Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Лидер":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3925-ИП/22 от 24.10.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку многофункциональных устройств.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 19.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 465 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части ненадлежащего описания объекта закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком установлено ненадлежащее описание объекта закупки в части установления характеристики "Ресурс фотобарабана - 100 000 страниц" по товару "Многофункциональное устройство", что нарушает положения Закона о контрактной системе.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка многофункциональных устройств. Извещением об осуществлении закупки предусмотрен код КТРУ 26.20.18.000-00000069 (Многофункциональное устройство).
Так, Комиссия установила, что описанием объекта закупки предусмотрены следующие требования к поставляемым товарам:
|
Наименование показателя |
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться |
Характеристики товара, значения которых не могут изменяться |
|
Единица измерения |
Требование к значению показателя |
Значение показателя |
||
Многофункциональное устройство |
Возможность двухсторонней печати |
- |
- |
да |
Возможность сканирования в форматах |
- |
- |
A4 |
|
Время выхода из спящего режима |
Секунда |
|
- |
|
Время выхода первого черно-белого отпечатка |
Секунда |
|
- |
|
Количество печати страниц в месяц |
Страница |
|
- |
|
Максимальное разрешение черно-белой печати по вертикали |
dpi |
|
- |
|
Максимальное разрешение черно-белой печати по горизонтали |
dpi |
|
- |
|
Наличие ЖК-дисплея |
- |
- |
да |
|
Наличие в комплекте поставки оригинального стартового черно-белого картриджа |
- |
- |
да |
|
Наличие интерфейсного кабеля для подключения к компьютеру в комплекте поставки |
- |
- |
да |
|
Наличие кабеля электропитания для подключения к сети 220В в комплекте поставки |
- |
- |
да |
|
Наличие разъема USB |
- |
- |
да |
|
Наличие устройства автоподачи сканера |
- |
- |
да |
|
Объем установленной оперативной памяти |
Мегабайт |
|
- |
|
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734 |
стр/мин |
|
- |
|
Способ подключения |
- |
- |
LAN,USB |
|
Суммарная емкость выходных лотков |
Страница |
|
- |
|
Суммарная емкость лотков подачи бумаги |
Страница |
|
- |
|
Технология печати |
- |
- |
Электрографическая (лазерная, светодиодная) |
|
Тип сканирования |
- |
- |
Протяжный/планшетный |
|
Формат печати |
- |
- |
А4 |
|
Цветность печати |
- |
- |
Черно-Белая |
|
Частота процессора |
Мегагерц |
|
- |
|
Ресурс фотобарабана |
страница |
|
|
По мнению Заявителя, указанным характеристикам соответствует только оборудование марки KYOCERA (Япония).
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии представителем Заказчика было пояснено, что необходимость приобретения МФУ с указанными в описании объекта закупки требованиями возникла у Заказчика потому, что при их эксплуатации может быть использован имеющийся запас расходных материалов, и желание избежать дополнительных затрат на приобретение расходных материалов, которые администрация была бы вынуждена нести в случае закупки эквивалентной техники, послужили основанием для предъявления соответствующих требований к закупаемой продукции. Администрацией ежегодно учитываются затраты на оплату услуг по заправке картриджей для принтеров, многофункциональных устройств и копировальных аппаратов (оргтехники). Дополнительным обоснованием является системная деятельность администрации, направленная на унификацию используемой вычислительной техники, включая печатающие устройства.
Кроме того, представитель Заказчика также просил обратить внимание Комиссии на то, что в администрации функционирует 156 единиц МФУ, 128 из которых соответствуют указанным в описании объекта закупки характеристикам. Для обслуживания данных устройств Заказчиком приобретены оригинальные расходные материалы - картриджи, которые можно заправлять не менее 100 раз. Именно использование оригинальных расходных материалов позволяет содержать оборудование в исправном состоянии и исполнять условие о надлежащем использовании оборудования в целях возможности гарантийного ремонта.
Комиссия отмечает, что Заказчик установил те требования и характеристики к закупаемым услугам, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности и необходимости достижения конкретной цели.
Вместе с тем, указание Заказчиком в извещении об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики его деятельности, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика, установившего в извещении об аукционе требования к цвету кузова автомобиля, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе по данному доводу жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 октября 2022 г. N 047/06/42-3151/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022