Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ЗАО "СПЕЦГЕОЭКОЛОГИЯ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Дирекция экологических проектов" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметных документаций на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Московской области (извещение N 0348500002522000080 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения Извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено 18.10.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 28 373 376,75 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 09.11.2022;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены сведения о сроках исполнения контракта.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
Дата начала исполнения контракта |
0 календарных дней с даты заключения контракта |
Срок исполнения контракта |
400 календарных дней с даты начала исполнения контракта |
Вместе с тем, в Техническом задании установлено в том числе следующее:
"Срок исполнения обязательств Исполнителя по Контракту (за исключением гарантийных обязательств): с даты заключения Контракта по 30.04.2023 в порядке, предусмотренном Контрактом (включая Описание объекта закупки (Техническое задание) - Приложение N 5 к Контракту и Календарный план - Приложение N 6 к Контракту)".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Извещением об осуществлении закупки, входящим в состав документации к открытому конкурсу в электронной форме, определен срок исполнения контракта - 400 дней. Именно срок исполнения контракта, т.е. исполнения обеими сторонами.
Срок исполнения контракта - это срок исполнения сторонами (т.е. и Исполнителем и Заказчиком) его условий, сюда входят сроки оказания услуг, сроки приемки и оплаты, когда сторонами Контракта будут исполнены все условия .
Техническим заданием определен срок исполнения обязательств Исполнителя по Контракту - 30.04.2023. Данные сроки не противоречат друг другу. Это разные сроки, которые определяются Заказчиком самостоятельно.
Срок окончания оказания услуг Исполнителем определен приложением N 2 "Сведения об обязательствах сторон и порядке оплаты" и приложением N 5 "Описание объекта закупки. Техническое задание" к Контракту, а именно с даты заключения Контракта по 30.04.2023 г. - это время, которое предоставлено Исполнителю на выполнение возложенных на него обязательств".
Изучив положения извещения о проведении Конкурса, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления срока исполнения контракта не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неисполнимые сроки выполнения работ.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок объектом закупки является разработка проектно-сметных документаций на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Московской области.
Заказчиком в Техническом задании установлено в том числе следующее:
"Объем работ: разработка 6 (шести) проектно-сметных документаций (далее каждая именуемая также проектная документация и/или Проект).
Наименование проектной документации Исполнитель обязан согласовать с Заказчиком.
Требования к проектной документации распространяются как на каждую проектную документацию в отдельности, так и на все проектные документации.
Разработка проектной документации включает:
- инженерные изыскания (сбор исходных данных, выполнение инженерных изысканий, анализов, исследований, обследований, необходимых согласований с органами местного самоуправления и т.п., передача материалов и результатов (отчётов) по инженерным изысканиям Заказчику). Исполнитель обеспечивает достаточность, достоверность и необходимый объем инженерных изысканий для разработки проектной документации;
- разработка проектной документации;
- проведение общественных обсуждений, сопровождение хода проведения и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости, в ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза", согласование проектной документации с Росприроднадзором".
Вместе с тем, в Техническом задании установлено в том числе следующее:
"Срок исполнения обязательств Исполнителя по Контракту (за исключением гарантийных обязательств): с даты заключения Контракта по 30.04.2023 в порядке, предусмотренном Контрактом (включая Описание объекта закупки (Техническое задание) - Приложение N 5 к Контракту и Календарный план - Приложение N 6 к Контракту)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Календарным планом предусмотрены сроки для подготовки проектных документаций. Проектные документации разрабатываются параллельно, друг от друга не зависят. Расчетом НМЦК определена начальная стоимость каждого проекта.
Заявитель указывает на то, что сроки, установленные Техническим заданием, не соответствуют приказу Минстроя РФ от 15.05.2020 N 264/пр "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Ссылка на данный приказ является безосновательно, т.к. в рамках рассматриваемой закупки не предусмотрено строительство зданий, сооружений, архитектурно-строительное проектирование, а также инженерные изыскания, необходимые для строительства зданий, сооружений.
В своей жалобе Заявитель ссылается на письмо Росприроднадзора N ВК-03-03-36/8833 от 09.06.2014 г., который не регламентирует вопросы ликвидации свалок.
Свалки расположены в черте населенных пунктов на землях населенных пунктов и могут быть рекультивированы только в порядке постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"). Соответственно, проектно-сметная документация - проект рекультивации земель разрабатывается не в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800. Это требование установлено в разделе 10 и пункте 14 раздела 15 Технического задания.
В части инженерных изысканий в рамках постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 предусмотрены в обязательном порядке только инженерно-геологические изыскания.
Таким образом объем проектной документации в рамках постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 в несколько раз меньше, чем проекты строительства, реконструкции зданий, сооружений.
В части расчета остальных сроков Заявитель применяет максимально возможные сроки. Заказчик считает применение максимальных сроков некорректными по следующим основаниям.
Заявителем как проектной организацией был разработан проект рекультивации полигона ТКО "Кучино" площадью 54 га (запись в ЕИС N 2501806144417000055, государственный контракт от 1747-РП от 27.09.2017).
В соответствии с государственным контрактом N 1747-РП Заявитель с 27.09.2017 по 14.03.2018 разработал, согласовал и получил заключения экспертиз по проектной документации на рекультивацию самого крупного из закрытых полигонов ТКО Московской области.
При этом инженерные изыскания - 4 вида (инженерно-геодезические, инженерноэкологические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические) - были проведены за 1 месяц, что подтверждается актом от 25.10.2017, т.е. для выполнения большого объема четырех видов инженерных изысканий потребовалось менее 1 месяца.
Акт выполненных работ о разработке проектной документации подписан 25.12.2017. Таким образом проект рекультивации полигона ТКО площадью 54 га, стоимостью 3,8 млрд. руб., был разработан за 2 месяца. Этот проект включал формирование тела полигона, устройство систем дегазации, сбора фильтрата, обезвреживания свалочного газа, обезвреживания фильтрата, устройство защитного экрана, более 3 км подпорных стен из габионов, более 12 км технологических проездов, быстровозводимых зданий, заборов, а также освещение и благоустройство территории. Это большой объем работы и сложные технические решения.
Итоговый акт по Контракту государственном контракту был подписан 14 марта 2018 года после получения всех согласований и заключений экспертиз, то есть через 5,5 месяцев после заключения этого государственного контракта. Просим обратить внимание, что проектная документация на рекультивацию полигона ТКО Кучино была разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
В своей жалобе Заявитель показывает расчет исходя из максимальных сроков. Например, на стр. 2 в предпоследнем абзаце указано, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" срок проведения такой экспертизы НЕ ДОЛЖЕН ПРЯЕВЫШАТЬ 42 рабочих дня".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не представил.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в рамках детализирующего показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров" критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Предмет договора (договоров) оцениваемого по показателю "наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта":
- оказание услуг и/или выполнение работ по проведению инженерных изысканий и разработке проектной документации на рекультивацию полигона и/или полигонов твердых коммунальных отходов и/или твердых бытовых отходов и/или свалки и/или свалок твердых коммунальных отходов и/или твердых бытовых отходов".
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является: "Разработка проектно-сметных документаций на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Московской области".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок, поскольку предмет договора (договоров) принимаемых к оценке Конкурсной комиссией не соответствует предмету закупки, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "СПЕЦГЕОЭКОЛОГИЯ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дел от 28.10.2022 N 050/06/105-40295/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 октября 2022 г. N 050/06/105-40295/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022