Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА АТРИУМ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку офисной мебели (извещение N 0348200012422000114 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно признавшим Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата размещения извещения о проведении Аукциона - 14.09.2022;
2) начальная максимальная цена контракта - 8 808 676,00 руб.;
3) на участие в Аукционе подано 28 заявок от участников закупки;
4) по результатам подведения итогов заявки 13 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона;
5) победителем Аукциона признан Заявитель (далее - Победитель).
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2022 NИЭА2 заявка Заявитя с идентификационным номером "112626182" соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона и признана победителем Аукциона.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.10.2022 NППУ20_1 (далее - Протокол) Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по следующим основаниям:
N п/п |
Описание фактов, подтверждающих уклонение участника закупки от заключения контракта |
1. |
ООО "МФ АТРИУМ" в качестве обеспечения исполнения контракта представлена Независимая гарантия NЭБГ-062759 от 18.10.2022 выданная Банк СОЮЗ (акционерное общество) (далее - Гарантия). Вместе с тем согласно Преамбуле Гарантии (первый абзац) говорится о том, что Гарант извещен о том, что ООО "МБ АТРИУМ" и ГБУ УПРАВЛНИЕ МТСО будут заключать контракт на основании извещения, по объекту закупки: Поставка офисной мебели Лот N1. Вместе с тем, согласно извещению о проведении закупки, контракт заключается с победителем определения поставщика не ранее чем через десять с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (ч.1 ст.51 Федерального закона N 44-ФЗ), т.е. не на основании извещения о закупке. Кроме того, согласно преамбуле проекта контракта, основанием для заключения контракта является протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2022 N 0348200012422000114. Таким образом, основание заключения контракта, а также основание для выдачи Гарантии не соответствуют требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта. |
2. |
Объект закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки и в Гарантии, не соответствуют друг другу: Согласно извещению о проведении закупки объект закупки - Поставка офисной мебели. Согласно Гарантии объект закупки - Поставка офисной мебели Лот N1. Таким образом, Гарантия не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта. |
3. |
В п.1.1. Гарантии указано следующее: "Гарант обязуется осуществить платеж _ в пользу Бенефициара в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Принципалом своих обязательств по Контракту по требованию Бенефициара". Однако Гарантия не содержит конкретных условий исполнения контракта, которые она обеспечивает (например, обязательства по поставке товара - приложение 2 к контракту, а также правильное указание объекта закупки). Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ, независимая гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией. Также следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в независимую гарантию включается основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией. Соответственно, банковская гарантия является способом обеспечения основного обязательства. Таким образом, гарантия не содержит основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией. Позиция Заказчика коррелируется с письмом Минфина России от 09.09.2020 N24-03-08/79209 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.05.2022 NФ05-8119/2022 по делу NА40-141038/2021. |
4. |
Согласно п. 1.4 Гарантии, срок ее действия по 30 декабря 2022 года включительно. Согласно извещению, об осуществлении закупки срок исполнения контракта составляет 51 (пятьдесят один) день с даты начала исполнения контракта, что повреждается условиями исполнения контракта. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, ориентировочный срок подписания контракта 21 октября 2022 года. Согласно ч.3 ст.96 Федерального закона N 44-ФЗ, срок действия Гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой гарантией, не менее чем на один месяц. Требования гражданского законодательства об определении срока действия гарантии установлены с целью недопущения неопределенности в отношениях гаранта и бенефициара. "Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019). Из указанного следует, что срок действия Гарантии должен быть до 12 января 2023 г. Таким образом, участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта представлена Гарантия с сокращенным сроком действия, что не соответствует ч.3 ст.96 Федерального закона N 44-ФЗ Позиция Заказчика коррелируется с письмом Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86052, а также сложившейся административной практикой. |
5. |
Согласно п.2.3.1 Гарантии: "Требование по гарантии _с указанием в чем состоит нарушение Принципалом обязательств, возникших из Контракта, в обеспечение которого выдана настоящая Гарантия, со ссылкой на соответствующие пункты Контракта, и суммы задолженности Принципала перед Бенефициаром". Согласно п.3.1 Гарантии, "Гарант отказывает в удовлетворении требований_если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям настоящей Гарантии". При этом представление указанных выше сведений вместе с требованием по гарантии не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Следует отметить, что участник закупки выбрал способ обеспечения исполнения Контракта посредством представления Гарантии. Соответственно, выразив ранее согласие на участие в аукционе на тех условиях и требованиях, которые указаны Заказчиком в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки принял на себя обязательства по представлению надлежащего обеспечения контракта, однако не исполнил их в силу собственного безответственного отношения. Вместе с тем, участник закупки при обращении в кредитные учреждения, уполномоченные на выпуск независимых гарантий, обязан самостоятельно контролировать наличие либо отсутствие определенных требований в тексте Гарантии. Участник закупки, во исполнение требований Федерального закона N 44-ФЗ, обязан самостоятельно контролировать представление им самим надлежащего обеспечения контракта. Таким образом, представленная Гарантия не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта, а также законодательству о контрактной системе. |
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель подписал контракт в регламентированный срок и представил обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 18.10.2022 N ЭБГ-062759, выданная Банк СОЮЗ (далее - Независимая гарантия).
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, представленная Заявителем в качестве обеспечение исполнения контракта, не противоречит положениям извещения о проведении Аукциона и требованиям Закона о контрактной системе по основаниям, указанным в Протоколе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, однозначно свидетельствующие об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА АТРИУМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.10.2022 N 050/06/105-40120/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 октября 2022 г. N 050/06/105-40120/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2022