Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия УФАС, контрольный орган) в составе: председателя Комиссии:; членов Комиссии:, рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПроДвижение" (далее - ООО "ПроДвижение", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управление муниципального имущества Администрации муниципального района (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Администрация муниципального района "Заполярный район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка инсинераторной установки в п. Хорей-Вер", в отношении сведений о закупке N 0184300000422000216 (далее - закупка), на которую поступила жалоба:
1) Извещение N 0184300000422000216 о проведении электронного аукциона (с изменениями) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 07.10.2022;
2) Наименование объекта закупки - "Поставка инсинераторной установки в с. Хорей-Вер";
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 6 940 000.00 Российский рубль;
4) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.10.2022 09:00;
6) Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 17.10.2022 NЦПА 1 на участие в закупке подано 4 ценовых предложения;
7) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.10.2022, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1;
8) Информация о процедуре заключения контракта - подписание контракта с ООО "ЭКО-СПЕКТРУМ" при цене 6 246 000, 00 руб. приостановлено;
в присутствии представителей Уполномоченного органа, действовавших на основании доверенностей, в присутствии представителя Заявителя, участвовавшего посредством системы видеоконференц-связи и действовавшего на основании доверенности, в отсутствии представителя Заявителя,
при проведении проверки и рассмотрении дела Комиссия контрольного органа
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении закупки N0184300000422000216 поступила жалоба Заявителя (вх. N 2660), из которой следует, что из 4-х заявок на участие в электронном аукционе на поставку инсинераторной установки комиссией по осуществлению закупок отклонены 3 заявки, в том числе заявка Заявителя - ООО "ПроДвижение" с идентификационным номером 112784558. Заявка отклонена согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе ввиду несоответствия информации и документов требованиям, предусмотренных Извещением N0184300000422000216.
По мнению Заявителя, признание заявки участника с идентификационным номером 112782839 победителем электронного аукциона осуществлено с нарушением положений подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, поскольку представленное в составе заявки заключение Государственной Экологической Экспертизы (ГЭЭ) от 08.02.2021 не может содержать некоторые коды классификационного каталога отходов (далее - ФККО), ввиду того, что эти коды внесены в каталог приказом Росприроднадзора от 04.10.2021, что свидетельствует о допущенных нарушениях требований Закона о контрактной системе Заказчиком и Уполномоченным органом как при размещении заказа, так и при определении поставщика, приведшие к ограничению конкуренции.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика, предоставившие письменные пояснения, доводы жалобы Заявителя считают необоснованными.
Рассмотрев представленные материалы Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующее.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пункта 2 и пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпункта "а" - "в" пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу статьи 42 Закона о контрактной системе извещение содержит, в том числе, в виде приложения электронные документы - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу статьи 42 Закона о контрактной системе вышеуказанное Извещение Заказчика содержит в виде приложения электронные документы - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (см. Приложение N3), требование к содержанию заявки (см. Приложение N 4), Информационную карту (ИКА), размещенные в ЕИС.
Приложение N 3 к Извещению о проведении электронного аукциона "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" предусматривает предмет закупки, которым считается поставка блочно-модульной установки уничтожения биологических отходов, отходов ТКО, методом термической деструкции в п. Хорей-Вер Ненецкого автономного округа с монтажом, проведением пуско-наладочных работ, ходовых испытаний на отходах в месте установки в объёме не менее 48 часов (значение показателя не изменяется), а также инструктажем специалистов Заказчика. Его установка снабжается передвижной (на колёсном движителе) энергетической установкой - электрическим генератором с приводом от дизельного двигателя внутреннего сгорания с использованием, защищенном от воздействия внешней среды. Срок выполнения Поставщиком всего комплекса мероприятий по поставке, монтажу, пуско-наладке и проведения ходовых испытаний - не позднее 30.03.2023. В рамках Контракта Поставщику необходимо поставить Товар на заранее подготовленную Заказчиком площадку, расположенную по адресу: Ненецкий автономный округ, Заполярный район,п. Хорей-Вер, площадка накопления твёрдых коммунальных отходов.
Утилизация ТКО (твердых коммунальных отходов), в том числе отходов, предусмотрена в соответствии с перечнем, приведённым в Таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Код ФККО |
Наименование отходов |
1 |
4 01 131 11 20 4 |
чипсы картофельные, утратившие потребительские свойства |
2 |
4 01 652 11 30 4 |
мясные консервы в стеклянной таре, утратившие потребительские свойства |
3 |
4 05 223 11 60 5 |
отходы бумаги и/или картона электроизоляционных без пропитки незагрязненные |
4 |
4 05 931 31 52 4 |
подгузники и/или пеленки из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон загрязненные |
5 |
4 51 816 11 51 4 |
тара стеклянная бракованная, загрязненная алкогольными напитками |
6 |
8 19 911 11 70 4 |
отходы подготовки строительного участка, содержащие преимущественно древесину, бетон, железо |
7 |
8 24 110 01 20 4 |
обрезь и лом гипсокартоновых листов |
8 |
4 02 142 11 62 4 |
одеяла и/или пледы из синтетических волокон, утратившие потребительские свойства, незагрязненные |
9 |
4 16 121 92 31 4 |
моющий водный раствор на основе анионных поверхностно-активных веществ, содержащий сульфаты и органические кислоты, утративший потребительские свойства |
10 |
4 16 255 21 52 4 |
отходы и брак средств для дезодорирования и ароматизации воздуха в металлической упаковке |
11 |
4 51 812 11 51 4 |
тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими веществами, не содержащими гетероатомы |
12 |
4 51 819 21 51 4 |
тара стеклянная, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%) |
13 |
4 68 211 11 51 4 |
тара алюминиевая, загрязненная монтажной пеной |
14 |
4 68 211 12 52 3 |
упаковка алюминиевая, загрязненная клеем монтажным |
15 |
4 68 211 34 52 4 |
упаковка алюминиевая, загрязненная клеем на основе изопренового синтетического каучука |
16 |
4 68 211 35 51 4 |
упаковка алюминиевая, загрязненная клеем на основе эпоксидных смол |
17 |
4 68 211 37 51 4 |
тара алюминиевая, загрязненная полиуретановыми клеями и герметиками |
18 |
8 27 921 11 29 3 |
отходы монтажной пены |
В соответствии с пунктом 17 Информационной карты электронного аукциона (Регистрационный номер закупки 216эа/2022 в системе нумерации уполномоченного органа), утвержденного начальником УМИ Администрации Заполярного района Терентьевой О.В. от 07.10.2022, предусмотрено следующее требование:
Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Документы ПРЕДУСМОТРЕНЫ: Для подтверждения соответствия поставляемого товара, требованиям, установленным в соответствии с подпунктом "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, участник закупки должен приложить в составе заявки на участие в электронном аукционе положительное заключение (или его копию) Государственной Экологической Экспертизы (ГЭЭ), с указанием в приложении разрешенных для утилизации видов отходов (ТКО): 1) 4 01 131 11 20 4 чипсы картофельные, утратившие потребительские свойства 2) 4 01 652 11 30 4 мясные консервы в стеклянной таре, утратившие потребительские свойства 3) 4 05 223 11 60 5 отходы бумаги и/или картона электроизоляционных без пропитки незагрязненные 4) 4 05 931 31 52 4 подгузники и/или пеленки из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон загрязненные 5) 4 51 816 11 51 4 тара стеклянная бракованная, загрязненная алкогольными напитками 6) 8 19 911 11 70 4 отходы подготовки строительного участка, содержащие преимущественно древесину, бетон, железо 7) 8 24 110 01 20 4 обрезь и лом гипсокартоновых листов 8) 4 02 142 11 62 4 одеяла и/или пледы из синтетических волокон, утратившие потребительские свойства, незагрязненные 9) 4 16 121 92 31 4 моющий водный раствор на основе анионных поверхностно-активных веществ, содержащий сульфаты и органические кислоты, утративший потребительские свойства 10) 4 16 255 21 52 4 отходы и брак средств для дезодорирования и ароматизации воздуха в металлической упаковке 11) 4 51 812 11 51 4 тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими веществами, не содержащими гетероатомы 12) 4 51 819 21 51 4 тара стеклянная, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%) 13) 4 68 211 11 51 4 тара алюминиевая, загрязненная монтажной пеной 14) 4 68 211 12 52 3 упаковка алюминиевая, загрязненная клеем монтажным 15) 4 68 211 34 52 4 упаковка алюминиевая, загрязненная клеем на основе изопренового синтетического каучука 16) 4 68 211 35 51 4 упаковка алюминиевая, загрязненная клеем на основе эпоксидных смол 17) 4 68 211 37 51 4 тара алюминиевая, загрязненная полиуретановыми клеями и герметиками 18) 8 27 921 11 29 3 отходы монтажной пены |
В силу подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе Заказчиком предусмотрено то, что участник закупки должен приложить в составе заявки на участие в электронном аукционе положительное заключение (или его копию) Государственной Экологической Экспертизы (ГЭЭ), с указанием в приложении разрешенных для утилизации видов отходов (ТКО), указанных в пункте 17 Информационный карты. Комиссия контрольного органа учитывает то обстоятельство, что заказчик в целях удовлетворения нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации, но при этом Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Закон об экологической экспертизе закрепляет презумпцию потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (абзац 3 статья 3).
На основании пункта 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды; порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
Пунктом 4 статьи 69 Закона "Об охране окружающей среды" установлено, что государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях.
Таким образом, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня является обязательным для приобретения инсинераторной установки согласно Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утверждённому приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, для классификации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов, утверждённом приказом Минприроды России от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО) используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция), конкретные виды отходов представляются в кодифицированной форме по 11-значной системе.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 4 октября 2021 г. N670 "О внесении изменения в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N242" Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) дополнен новыми соответствующими записями.
В составе заявки Заключение от 08.02.2021 N5 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации "Технологический регламент процесса термического обезвреживания и утилизации отходов производства, потребления, медицинских и биологических в установках VOLKAN и HURIKAN" содержит коды, которые в свою очередь были внесены в каталог приказом Росприроднадзора от 04.10.2021.
В соответствии с Законом о контрактной системе члены аукционной комиссии не обязаны проверять достоверность сведений, представленных участником в составе заявки, все характеристики, указанные в составе заявки с идентификационным номером 112782839, соответствуют требованиям описания объекта закупки. Соответствие либо несоответствие поставляемого товара будет устанавливаться в ходе исполнения контракта при приемке данного товара.
В свою очередь, Ненецким УФАС России в рамках полного и всестороннего рассмотрения жалобы в Южное межрегиональное Управление Росприроднадзора направлен запрос о предоставлении победителю закупки с идентификационным номером 112782839 в лице ООО "ЭКО-СПЕКТРУМ" (г. Краснодар) Заключения от 08.02.2021 N5 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации "Технологический регламент процесса термического обезвреживания и утилизации отходов производства, потребления, медицинских и биологических в установках VOLKAN и HURIKAN", выданного на основании Приказа N5 от 09.02.2021 и со сроком действия на 5 лет.
Исходя из ответа следует, что ЮМУ РПН согласно поручения ЦА РПН от 25.12.2019 г. N МК-04-02-31/3662 организована и проведена государственная экологическая экспертиза (далее - ГЭЭ) документации "Технологический регламент процесса термического обезвреживания и утилизации отходов производства и потребления, медицинских и биологических в установках VOLKAN и HURIKAN", заказчик ООО "ЭКО-СПЕКТРУМ". Заключение экспертной комиссии ГЭЭ материалов документации "Технологический регламент процесса термического обезвреживания и утилизации отходов производства и потребления, медицинских и биологических в установках VOLKAN и HURIKAN" N 5, устанавливающее соответствие документации экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и возможность реализации объекта экспертизы, утверждено приказом руководителем ЮМУ РПН от 09.02.2021 N 75.
Довод жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод емкостного оборудования" на действия на действия Уполномоченного органа - Управление муниципального имущества Администрации муниципального района, Заказчика - Администрация муниципального района "Заполярный район" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка инсинераторной установки в п. Хорей-Вер" (Извещение N 0184300000422000216) - необоснованной.
2. Передать материалы дела должностному лицу Ненецкого УФАС России для решения вопроса о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 28 октября 2022 г. N 083/06/106-36/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022