Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 11.01.2022 года N 2,
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_", действующая на основании доверенности от 10.02.2022 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Мидгард Солюшнс" (далее - ООО "Мидгард Солюшнс"):
- "_", действующий на основании доверенности от 25.10.2022 года N 10/22,
рассмотрев жалобу (вх. N 4121 от 24.10.2022 года) ООО "Мидгард Солюшнс" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822003841 на поставку защищенного сетевого программно-аппаратного комплекса (ПАК) автоматической обработки и хранения данных и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Мидгард Солюшнс" извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822003841 разработано с нарушением законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) в описании объекта закупки не применена надлежащая позиция каталога товаров, работ, услуг (КТРУ);
2.) в описании объекта закупки установлено требование к компоненту криптографической защиты данных, требующее соответствующую лицензию ФСБ России и ФСТЭК России.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержал письменные доводы жалобы ООО "Мидгард Солюшнс" в полном объеме.
Представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что заказчиком применена позиция КТРУ в соответствии с предметом закупки и требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ России и ФСТЭК России не установлено.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы представителя государственного заказчика и пояснил, что при закупке рассматриваемого товара невозможно применить отдельные позиции КТРУ.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000822003841 на поставку защищенного сетевого программно-аппаратного комплекса (ПАК) автоматической обработки и хранения данных, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.10.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822003841 на поставку защищенного сетевого программно-аппаратного комплекса (ПАК) автоматической обработки и хранения данных, начальная (максимальная) цена контракта - 4 470 000 рублей.
1.) Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил использования предусмотрено, что КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подпункт "в").
Функциональные и технические характеристики закупаемого товара установлены в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000822003841 (Описание объекта закупки (техническое задание)).
В описании объекта закупки предусмотрено, что в состав программно-аппаратного комплекса (ПАК) должны входить компоненты (модули) и подсистемы: блок RAID контроллеров - 1 шт.; модуль расширения дисковой подсистемы, укомплектованный накопителями хранения данных - 1 шт.; компонент криптографической защиты данных - 1 шт.; монтажный комплект (рельсы) для обеспечения возможности монтажа всех модулей ПАК в телекоммуникационной шкаф 19".
Все компоненты (модули) и подсистемы защищенного сетевого ПАК автоматической обработки и хранения данных должны обладать 100% совместимостью.
Как следует из жалобы ООО "Мидгард Солюшнс", блок RAID контроллеров и модуль расширения дисковой подсистемы - это фактически дисковой массив, что также и не отрицается представителем государственного заказчика.
Аппаратные RAID-контроллеры представляют собой плату расширения, либо размещаются вне сервера (например, в составе внешней дисковой подсистемы), дисковая подсистема включает в себя накопители на жестких и гибких магнитных дисках.
Дисковый массив - это устройство хранения, состоящее из нескольких жёстких дисков.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России изучив Описание объекта закупки (техническое задание) с учетом пояснений представителя государственного заказчика приходит к выводу, что государственным заказчиком фактически закупается множество различных, обособленных товаров.
В силу пункта 8 Правил использования при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Таким образом, при осуществлении закупки нескольких товаров заказчик применяет КТРУ в части товаров, на которые сформированы соответствующие позиции КТРУ.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, что КТРУ содержит позицию 26.80.13.000-00000001 "Дисковый массив" (единицы измерения - штука, дата начала обязательного применения позиции КТРУ с 21.05.2022 года) с указанием соответствующих характеристик товара как обязательных для применения, так и не обязательных.
Вместе с тем, государственным заказчиком при описании объекта закупки не применена позиция КТРУ 26.80.13.000-00000001 "Дисковый массив", а применена позиция КТРУ в соответствии с кодом ОКПД2 - 26.20.3 (позиция КТРУ 26.20.30.000-00000001 "Устройства автоматической обработки данных прочие").
Поскольку закупаемое оборудование по своей сути не является комплектующими единого устройства или единой системой, а является самостоятельным, обособленным товаром и объединяется исключительно ввиду потребности заказчика, то подобное описание объекта закупки, без применения соответствующей позиции КТРУ, обобщение закупаемых товаров в рамках одного конкретного кода ОКПД2, является неправомерным.
Кроме того, необходимо отметить, что сформированное заказчиком наименование объекта закупки не предопределяет применение либо неприменение позиций КТРУ, сформированных в отношении определенного наименования товара, учитывая, что согласно положениям Закона о контрактной системе наименование объекта закупки ("общее понятие") не тождественно наименованию закупаемого товара ("частное понятие") (например, одно наименование объекта закупки может включать несколько наименований закупаемых товаров).
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.10.2021 года N 24-06-06/85270.
При таких обстоятельствах, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и Правил использования при описании объекта закупки не использованы характеристики товара в соответствии с позицией КТРУ 26.80.13.000-00000001 "Дисковый массив".
Таким образом, довод ООО "Мидгард Солюшнс" о неприменении при описании объекта закупки позиции КТРУ является обоснованным.
2.) Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как указано выше, в описании объекта закупки предусмотрено, что в состав программно-аппаратного комплекса (ПАК) должны входить, в том числе, компонент криптографической защиты данных.
При этом, из Описания объекта закупки (техническое задание) следует, что под компонентом криптографической защиты данных понимается криптошлюз (криптографический шлюз, vpn-шлюз, криптомаршрутизатор).
Криптошлюз - это аппаратно-программный комплекс криптографической защиты трафика данных, голоса, видео на основе шифрования при установлении соединения, соответствующий требованиям к средствам криптографической защиты информации ФСБ России и обеспечивающий базовую функциональность VPN-устройства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с указанным Федеральным законом лицензированию подлежат такие виды деятельности, как разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 313, к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), включая документацию на эти средства, относятся средства шифрования - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче.
Поскольку распространение шифровальных (криптографических) средств отнесено к лицензируемому виду деятельности, то включение его (компонент криптографической защиты данных, то есть криптографическое средство) в Описание объекта закупки (техническое задание) наряду с иными товарами, не подлежащими лицензированию, потенциально снижает (ограничивает) количество участников закупки и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Мидгард Солюшнс" о том, что в описании объекта закупки установлено требование к компоненту криптографической защиты данных, требующее соответствующую лицензию ФСБ России и ФСТЭК России, является обоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Как указано выше, государственным заказчиком в Описании объекта закупки (техническое задание) указана позиция КТРУ 26.20.30.000-00000001 "Устройства автоматической обработки данных прочие".
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822003841 указана позиция КТРУ 26.20.30.000-00000002 "Считыватель документов".
Таким образом, сведения о КТРУ, описанные в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822003841 и в Описании объекта закупки (техническое задание), противоречат друг другу, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения законодательства о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мидгард Солюшнс" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушения:
2.1. части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, в части неиспользования при описании объекта закупки каталога товаров, работ, услуг;
2.2. пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части объединения лицензируемого и не лицензируемого товаров в один лот.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822003841 и в описании объекта закупки сведений о каталоге товаров, работ, услуг, противоречащих друг другу.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 31 октября 2022 г. N 017/06/105-110/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022