Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская ГКБ N7" (далее - Заказчик) - Марченко И.И. (по доверенности),
- ООО "ЭКОН" (далее - Заявитель) - Нечаев М.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения" (извещение N 0375200002022000208) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе и неверно выбравшего способ определения поставщика.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения.
Заказчиком установлен код ОКПД2 38.12.11.000 - услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов.
В соответствии с Техническим заданием установлены следующие общие требования к оказанию услуг:
Обязанности исполнителя:
1. Разработать собственными силами или с привлечением соисполнителей программное обеспечение для учета движения принадлежащих Заказчику контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов классов Б и В.
2. Предоставить Заказчику неисключительную лицензию на пользование данным программным обеспечением.
3. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование, необходимое для поступления информации в программное обеспечение. Программное обеспечение и оборудование должно исключать непосредственное физическое присутствие сотрудников Заказчика в помещениях, где осуществляется процесс приема-передачи отходов, и обеспечивать объективный контроль за движением контейнеров от пункта накопления отходов Заказчика до объекта обезвреживания отходов. Стоимость пользования оборудованием включена в стоимость контракта.
4. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование для обеззараживания и очистки воздуха - бактерицидный рециркулятор, который должен снижать уровень микробной обсемененности в помещениях в непрерывном режиме.
5. Производить вывоз контейнеров с медицинскими отходами классов Б и В согласно графику вывоза отходов. Забор контейнеров с пункта временного сбора и накопления Заказчика производится без участия сотрудников Заказчика.
6. Предоставить за свой счет одноразовые расходные материалы (пакеты ПВД), одноразовые контейнеры в объемах и с характеристиками в соответствии с настоящим техническим заданием.
7. Транспортировать контейнеры с отходами классов Б и В вне территории ЛПУ только в закрытых кузовах, специально применяемых для этих целей автомашин.
8. Перевозить контейнеры с отходами специально приспособленными для этих целей транспортными средствами с цельнометаллическим кузовом, оснащенными креплением контейнеров внутри кузова и дополнительными замками-запорами для внешних дверей кузова, исключающих их непроизвольное раскрытие во время движения и возникновения аварийной ситуации.
9. Транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, обладающие активностью против возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, легионеллез, туляремия), ветошь и другое).
10. Исполнитель обязан подвергать мытью и дезинфекции многоразовые контейнеры для временного хранения отходов классов Б и В после каждого опорожнения с использованием моющих и дезинфицирующих средств, обладающих антимикробной активностью в отношении граммположительных и граммотрицательных бактерий (включая микобактерии туберкулеза), возбудителей внутрибольничных и анаэробных инфекций, грибов рода Кандида и Трихофитон, плесневых грибов, вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа, Коксаки, ЕСНО, полиомиелита, энтеральных, парентеральных гепатитов).
11. Транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом протирания растворами дезинфицирующих средств с антимикробными, противовирусными противогрибковыми, овоцидными, спороцидными свойствами с использованием ветоши, щеток.
12. Исполнитель обязан производить обезвреживание медицинских отходов классов Б и В согласно СанПиН 2.1.3684-21, помещения объектов обезвреживания медицинских отходов должны быть оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
13. Исполнитель ежемесячно предоставляет заказчику информацию о массе транспортированных и обезвреженных отходов классов Б и В в килограммах.
В жалобе Заявитель указывает: "Заказчик объединил в одну закупку
ОКПД2 38.12.11.000 Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов (Пункты 5, 7 - 12 Обязанностей исполнителя в Техническом Задании)
ОКПД2 62.01.11 Услуги по проектированию, разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения (Пункты 1, 2 Обязанностей исполнителя в Техническом Задании)
ОКПД2 77.39.19.116 Услуги по аренде и лизингу приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемых в медицинских целях (Пункты 3, 4 Обязанностей исполнителя в Техническом Задании).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в антимонопольном законодательстве используются следующие основные понятия:
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов, хозяйствующие субъекты, осуществляющие Услуги по проектированию, разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие Услуги по аренде и лизингу приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемых в медицинских целях, действуют на разных товарных рынках, не являются конкурентами.
Каждая из выше перечисленных услуг представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.
Поэтому объединение указанных услуг в одном лоте ведет к ограничению конкуренции, что запрещено законодательством о закупках.
Приведенный довод подтверждается Письмом Минэкономразвития РФ от 21.09.2015 N ОГ-Д28-12742 (Приложение N1), Письмом ФАС России от 21.05.2014 N АЦ/20578/14 (Приложение N2) и Письмом ФАС РФ от 09.02.2015 N АЦ/5147/15 (Приложение N3) по аналогичным ситуациям".
Согласно письменным возражениям Заказчика:
"Определение кода ОКПД 2 в соответствии с законодательством о контрактной системы, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" является правом Заказчика.
Также следует обратить внимание на позицию Министерства финансов России, изложенную в Письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404. Как указано в Письме, Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Вместе с тем, Заявитель не предоставил в жалобе доказательств, подтверждающих несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД2 объекту Закупки и не представлены доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД2 нарушает права Заявителя, в том числе препятствовало найти оспариваемую Закупку, а также подаче заявки на участие в Закупке.
2. В предмет закупки включены услуги, функционально и технологически дополняющие друг друга и позволяющие в полной мере удовлетворить потребности Заказчика.
Требования, установленные Заказчиком в Техническом задании в отношении программного обеспечения и оборудования связано с необходимостью предотвращения возможности проникновения опасных микроорганизмов за пределы лечебного учреждения, а также для контроля за процессом исполнения исполнителем контракта в части надлежащего качества утилизации медицинских отходов.
Согласно пункту 163 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 Зв 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
- размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Согласно пункту 178 СанПиН 2.1.3684-21 контейнеры, для сбора отходов должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию температур с учетом климатических условий, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.
Согласно пункту 202 СанПиН 2.1.3684-21 процессы перемещения отходов от мест их образования к местам их временного хранения, обезвреживания и (или) обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы.
Согласно пункту 209 СанПиН 2.1.3684-21 факт вывоза и обезвреживания отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, должен иметь документарное подтверждение.
В соответствии с ГОСТ Р 56614-2015 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Идентификация и определение количества отходов, утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2015 г. N 1461-ст стандарт выводит методы обращения с отходами на этапе их сбора в контейнеры на новый уровень наилучших доступных технологий с применением современных средств автоматизации. Предметом стандартизации являются наилучшие доступные технологии, в данном случае с использованием средств автоматизированной обработки контейнеров, загруженных отходами в заданном и определяемом количестве. Аспектом стандартизации являются идентификация и определение количества отходов, собираемых в модернизированные системы контейнеров нового поколения.
Для целей настоящего стандарта интерфейсы нумеруются следующим образом:
Центр обработки данных |
- IF 3- |
Бортовой Контейнер (ОВС) |
- IF 2- |
Воспринимающие устройства |
- IF 1- |
Контейнер |
Применение данного стандарта полностью исключает возможность физического контакта с инфицированными (в том числе и коронавирусной инфекцией) отходами и дает возможность определить количество отходов и полностью отследить контроль за движением контейнеров с отходами до объекта обезвреживания, тем самым минимизировав риски заражения.
Кроме того, к программному обеспечению, указанному Заказчиком в Техническом задании не установлено требований, потенциальный Исполнитель оказывает услуги исходя из своих сил и возможностей. Исполнитель вправе сам определить систему программного обеспечения".
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что установленные требования в отношении программного обеспечения и оборудования связано с необходимостью предотвращения возможности проникновения опасных микроорганизмов за пределы лечебного учреждения, а также для контроля за процессом исполнения исполнителем контракта в части надлежащего качества утилизации медицинских отходов.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 4 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 5%.
В рассматриваемом случае Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников закупки, а также что требуемое программное обеспечение или оборудование недоступно в общем гражданском обороте. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям к содержанию и составу заявки на участие в электронном документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - не требуются.
Таким образом, в извещении о проведении закупки не установлено требование о предоставлении документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что Исполнитель должен оказывать услуги по вывозу контейнеров с медицинскими отходами классов Б и В, которые не подлежат лицензированию, в связи с чем Заказчиком не было установлено соответствующее требование к участникам. Установленное пунктом 1.2. технического задания положение, что Исполнитель, оказывающий услуги по обращению с медицинскими отходами, должен обладать всеми необходимыми лицензиями, на ведение деятельности по транспортированию отходов и обезвреживанию отходов, является технической ошибкой.
Комиссия, на основании изложенного, считает довод Заявителя о том, что в один предмет закупки объединены лицензируемые и нелицензируемые виды работ, необоснованным.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.М. Крылова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 2 ноября 2022 г. N 082/06/106-1133/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022