Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
членов Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская;
при участии представителей интересов:
- МБОУ "Специализированная школа N1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением французского языка г. Феодосии Республики Крым" (далее - Заказчик) -директор,
- Администрация г. Феодосии Республики Крым (далее - Заявитель) - представитель по доверенности,
- ИП Стромов Денис Викторович (далее - Заинтересованное лицо) - лично;
проведя внеплановую проверку по факту исполнения предписания по делам N082/06/106-983/2022, N082/06/106-1008/2022, N082/06/106-1006/2022 по закупке "Поставка и монтаж системы видеонаблюдения в МБОУ специализированная школа N1" (извещение N0175300034122000152) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) - 30.08.2022;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 2 318 060,00 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 07.09.2022 08:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 08.09.2022.
09.09.2022 Крымским УФАС России рассмотрена жалоба ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН". По результатам рассмотрения жалоба была признана обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выдано предписание N082/06/106-983/2022 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
12.09.2022 Крымским УФАС России рассмотрена жалоба ИП Стромова Д.В. По результатам рассмотрения жалоба была признана обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 23, пункта 1, 5 части 1, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе выдано предписание N082/06/106-1008/2022 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
12.09.2022 Крымским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "Технотек". По результатам рассмотрения жалоба была признана обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выдано предписание N082/06/106-1006/2022 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком не был установлен код КТРУ.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка и монтаж системы видеонаблюдения в МБОУ специализированная школа N1.
Заказчиком установлены коды ОКПД 2 33.20.42.000 Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования, 26.40.33.110 Видеокамеры.
При этом из Технического задания следует, что Заказчик закупает, в том числе IP-камеры и IP-видеорегистратор.
Так, в жалобах Заявители указывали, что Заказчиком неправомерно не применен код КТРУ, так например, например для IP-камер в ЕИС присутствует два кода ОКПД2 26.40.33.110 и 26.70.13.000, а также несколько КТРУ, например: 26.40.33.110-00000012 Видеокамера, 26.40.33.110-00000007 Видеокамера, 26.40.33.110-00000008 Видеокамера, 26.70.13.000-00000006 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000001 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000002 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000003 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000- 00000004 Камера видеонаблюдения.
Заказчик в ходе рассмотрения жалоб не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих невозможность применения указанных кодов КТРУ.
Таким образом, в действиях Заказчика было установлено нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в части неприменение Заказчиком кода КТРУ.
Согласно выданным предписаниям Заказчику (Уполномоченному органу), комиссии Заказчика (Уполномоченного органа) предписано отменить протоколы, составленные в рамках процедуры Закупки, внести изменения в извещение о Закупке в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения и разместить измененное извещение на официальном сайте.
30.09.2022 Уполномоченным органом в адрес Крымского УФАС направлено уведомление об исполнении предписания и внесении изменений в извещение о закупке.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуг.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заказчиком представлены письменные возражения по факту проведения внеплановой проверки следующего содержания:
"Администрация МБОУ специализированная школа N 1 сообщает, что аукционная документация была приведена в полное соответствие с законом с учетом предписания по делам N082/06/106-983/2022, N082/06/106-1008/2022, N082/06/106-1006/2022.
Нашей основной задачей была закупка и монтаж системы видеонаблюдения. Код для закупки системы видеонаблюдения был выбран как 26.40.33.110 (Видеокамеры для оборудования, учитывая "старший" код 26.40.33 - Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения) и ОКПД2 33.20.42.000 (Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования, для монтажных работ) для проведения монтажных работ. По нашему мнению, основой для системы видеонаблюдения являются камеры. Поэтому при выборе кода ОКПД2 мы руководствовались фактическим соответствием этого кода закупаемым товарам. Также считаем, что мы максимально корректно произвели описание технических характеристик внутри кода 26.40.33.110, приведя и описав их в соответствие с кодами КТРУ и не допуская излишней конкретизации и усложнения технических характеристик.
По делу 082/06/106-1006/2022 комиссия УФАС указала на следующие недостатки: Нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 закона о контрактной системе - неприменение заказчиком кода КТРУ и установка характеристик товара, не предусмотренными позициями КТРУ. Мы внесли изменения, установив для закупки код ОКПД2 как 26.40.33.110 и произведя описание закупаемых элементов по карточкам КТРУ Нарушение положений пункта 1 части 2 статьи 42 закона о контрактной системе - включение заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствовали о конкретном производителе товара.
Нами были внесены изменения в техническое задание, описание товаров производилось по карточкам КТРУ. Нами были выбраны те характеристики, которые наиболее полно отвечают нашим потребностям в части обеспечения безопасности.
По делу 082/06/106-1008/2022: Нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 закона о контрактной системе - неприменение заказчиком кодов КТРУ и необоснованное применение дополнительных характеристик при описании товара.
На данную закупку нами был применен код 26.40.33.110, на наш взгляд он наиболее полно отображает закупаемые позиции системы видеонаблюдения. В техническом задании дано описание входящих в состав системы отдельных позиций по карточкам КТРУ без применения каких-либо дополнительных и обременяющих технических характеристик. Описание характеристик по КТРУ полностью соответствует Постановлению N878 и позволило подавать заявки в том числе с импортозамещённой продукцией Российского производства.
По делу 082/06/106-983/2022: Нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 закона о контрактной системе - неприменение заказчиком кодов КТРУ и необоснованное применение дополнительных характеристик при описании товара.
На данную закупку нами был применен код 26.40.33.110, на наш взгляд, он наиболее полно отображает закупаемые позиции системы видеонаблюдения. В техническом задании дано описание входящих в состав системы отдельных позиций по карточкам КТРУ без применения каких-либо дополнительных и обременяющих технических характеристик. Описание характеристик по КТРУ полностью соответствует постановлению N878 и позволило подавать заявки в том числе с импортозамещённой продукцией Российского производства.
Нами были внесены изменения в техническое задание при проведении закупки. В частности, описание объекта закупки производилось в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ. Описание объекта закупки составлялось с учетом требований карточек КТРУ, описания которых даны в системе ЕИС. Некорректные требования к излишним техническим характеристикам были удалены из документации В приложении N 1 прикладываем изменения в техническом задании как было в изначальной версии и как стало в конечной".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что данный ОКПД2 был применен в связи с тем, что в КТРУ отсутствуют коды, содержащие функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, соответствующие потребности Заказчика.
Таким образом, поскольку в КТРУ отсутствует позиция каталога, соответствующая закупаемому товару, руководствуясь п. 7 Правил КТРУ, Заказчик сформировал описание товара по общим правилам статьи 33 Закона о контрактной системе, а не по правилам КТРУ.
Руководствуясь нормами статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, Заказчик использовал код ОКПД2, соответствующий объекту закупки. Следовательно, Заказчик определил код ОКПД 2, как наиболее подходящий по объекту закупки, исходя из своих потребностей.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Также Комиссия отмечает, что жалоб на положения измененного извещения о закупке в Крымское УФАС не поступало. Стромов Д.В. в ходе заседания пояснил, что считает предписание по делу 082/06/106-1008/2022 исполненным надлежащим образом.
На основании изложенного, комиссия Крымского УФАС не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащего исполнения предписания по делам 082/06/106-983/2022, N082/06/106-1008/2022, N082/06/106-1006/2022.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить проведения внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.М.Крылова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 8 ноября 2022 г. N 082/06/99-1088/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022