Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Торговый дом "Питер" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку комплектов сноубордов с креплениями по виду спорта "сноуборд", включая услуги по их доставке конечным потребителям в субъектах Российской Федерации, шифр "Сноуборды" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009522000140) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 31.10.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.11.2022.
В соответствии с Извещением:
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 636 200 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 02004121620692092244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.11.2022.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Пунктом 23 Положения установлено, что если в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Представление на рассмотрение качественных характеристик объекта закупки, функциональных характеристик объекта закупки" (далее - Детализирующий показатель N 1) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" Критерия N 1 оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктами 22-23 Положения: Оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктами 22-23 Положения:
- предоставлено предложение по каждому свойству объекта закупки в полном объеме - 100 баллов;
- предоставлено предложение по каждому свойству объекта закупки не в полном объеме какого-либо одного свойства - 50 баллов;
- предоставлено предложение по каждому свойству объекта закупки не в полном объеме двух свойств - 30 баллов;
- предоставлено предложение по каждому свойству объекта закупки не в полном объеме трех свойств - 20 баллов;
- предоставлено предложение по каждому свойству объекта закупки не в полном объеме всех четырех свойств - 10 баллов;
- предоставлено предложение не по каждому свойству объекта закупки - 5 баллов;
- отсутствие предложения - 0 баллов.
Вместе с тем Заказчиком в соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1 по результатам рассмотрения указанных данных оценка производится следующим образом.
- При наличии характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (Приложение N 3 к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме), товарный знак (при наличии у товара товарного знака) соответствующих описанию объекта закупки характеристик товара с указанием присвоенного ему подтверждённого товарного знака участнику присваивается 60 баллов по данному критерию оценки.
- При наличии наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира участнику присваивается 10 баллов по данному критерию оценки.
- При наличии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке), при этом указанные документы не предоставляются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром, участнику присваивается 20 баллов по данному критерию оценки.
- При наличии эскиза, рисунка, чертежа, фотографии, иного изображения, предлагаемого участником закупки товара участнику, присваивается 10 баллов по данному критерию оценки.
- При отсутствии всех вышеперечисленных характеристик объекта закупки, предлагаемых участниками конкурса, участнику присваивается 0 баллов по данному критерию оценки.
Сумма баллов по данному критерию не может превышать 100.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в рамках рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1 два различных порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки не соответствуют пунктам 22, 23 Положения.
Вместе с тем согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком 28.10.2022 устранены выявленные нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Извещение.
При этом Комиссией установлено, что Заказчиком в рамках рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1 оценке подлежит наличие товарного знака (при наличии у товара, присвоенного ему подтверждённого товарного знака), соответствующего описанию объекта закупки участнику закупки.
Вместе с тем порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не установлен перечень документов и сведений, подтверждающих наличие товарного знака (при наличии у товара, присвоенного ему подтверждённого товарного знака).
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки о наличии или отсутствии графического отображения товара (чертежей, фотографии и тд.) не может являться основанием для присвоения баллов по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1, поскольку не может свидетельствовать о качестве представленного участником закупки товара.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2).
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" Критерия N 2 оценка заявок осуществляется следующим образом:
- за подтверждение наличия на праве собственности оборудования (станки, машины, покрасочные камеры, сушильные камеры, погрузчики) и/или специальной оснастки (приспособления для установки, закрепления заготовок, транспортировки обработанных деталей и выполнения сборочных операций, контрольно-измерительные приспособления) участнику присваивается 50 баллов;
- за подтверждение наличия на праве аренды оборудования (станки, машины, покрасочные камеры, сушильные камеры, погрузчики) и/или специальной оснастки (приспособления для установки, закрепления заготовок, транспортировки обработанных деталей и выполнения сборочных операций, контрольно-измерительные приспособления) участнику присваивается 30 баллов;
- за подтверждение наличия на праве собственности недвижимого имущества (складского помещения, производственного помещения) участнику присваивается 40 баллов;
- за подтверждение наличия на праве аренды недвижимого имущества (складского помещения, производственного помещения) участнику присваивается 20 баллов;
- при отсутствии всех вышеуказанных пунктов в заявке участнику присваивается 0 баллов.
Сумма баллов по данному критерию не может превышать 100.
Исходя из вышеуказанного порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что в рамках Детализирующего показателя N 2 Критерия N 2 для получения максимального количества баллов участникам закупки необходимо иметь одновременно на праве собственности и на праве аренды оборудование и недвижимое имущество, что не соответствует пункту 24 Положения.
Кроме того, порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не установлено какие именно машины подлежат оценке, например, автомобильные машины, деревоперерабатывающие машины (перечень не является исчерпывающим). Также, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки по Детализирующему показателю N 2 Критерия N 2 о наличии, например, машин противоречит Положению, поскольку вышеуказанное условие несопоставимо с характером объекта проводимой закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Детализирующему показателю N 2 Критерия N 2, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
1.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом установлен в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе объект закупки.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 1 Положения установлено, что Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N 1 к Положению.
В соответствии с Извещением объектом закупки является поставка комплектов сноубордов с креплениями по виду спорта "сноуборд", включая услуги по их доставке конечным потребителям в субъектах Российской Федерации, шифр "Сноуборды".
При этом в соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок участников закупки наименование объекта закупки: "Поставка комплектов мячей для мини-футбола, включая услуги по их доставке конечным потребителям в субъекты Российской Федерации, шифр "Мячи для мини-футбола".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком 28.10.2022 устранено выявленное нарушение Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Извещение.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Питер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 02.11.2022 по делу N 28/06/105-3287/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2022 г. N 28/06/105-3287/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022