Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Светосервис-Подмосковье" (далее - Заявитель) на действия Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска (далее - Заказчик), Агентства государственных закупок Ульяновской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) светильников, АСУНО, модулей светодиодных, автоматизированных рабочих мест (АРМ) диспетчера, сервера, включая другие услуги, без оказания которых невозможно использовать предмет лизинга в целях модернизации уличного освещения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0168500000622003994) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом установивших в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) код ОКПД2 для товара "ШУНО", в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен в Извещении запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), поскольку товар "ШУНО" не входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 616 (далее - Перечень);
2) ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение);
3) ненадлежащим образом сформировавших разъяснения положений Извещения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 03.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.11.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 15.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 587 361,46 руб.;
4) источник финансирования - бюджет муниципального образования;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.11.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 01.11.2022;
8) по результатам рассмотрения заявок 3 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано АО "Сбербанк лизинг" с предложением о цене контракта в размере 1 563 893 721,03 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен код ОКПД2 для товара "ШУНО", в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен в Извещении запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, утвержденный Постановлением N 616, поскольку товар "ШУНО" не входит в Перечень.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню.
Комиссией установлено, что согласно Извещению, объектом закупки является, в том числе поставка автоматической системы управления наружным освещением (АСУНО).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Извещением не предусмотрена поставка шкафа управления наружного освещения (ШУНО), при этом объектом закупки является поставка автоматической системы управления наружным освещением (АСУНО) код ОКПД2 - 26.20.15.000, которая представляет собой аппаратно-программный комплекс, основным составляющим которого является шкаф управления наружным освещением (ШУНО).
Комиссией установлено, что товар "АСУНО" входит в Перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) к товару "Светильник светодиодный" установлено требование к показателю "Тип кривой силы света - "Д-косинусная", вместе с тем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлены требования к показателю "Тип кривой силы света", а именно: "Л" и "Ш".
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктами 1-7 Описания объекта закупки к товару "Светильник светодиодный" установлено требование к показателю "Тип кривой силы света - "Д-косинусная".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Кроме того, вышеуказанные характеристики установлены в соответствии с ГОСТ 34819-2021 "Приборы осветительные" и Протоколом измерений светотехнических характеристик системы уличного освещения г. Ульяновска от 01.07.2022.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, однозначно подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки в части установления требований к показателю товара "Модуль светодиодный встраиваемый для паркового светильника", совокупности которых соответствует продукция единственного производителя ООО "Фортис", что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с описанием объекта закупки Извещения Заказчиком, Уполномоченным органом к товару "Модуль светодиодный встраиваемый для паркового светильника" установлены требования к показателям, например, "Световой поток модуля, лм", "Класс защиты от поражения электрическим током" (перечень не является исчерпывающим).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены указанные требования к характеристике Модуля светодиодный встраиваемый для паркового светильника в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил коммерческие предложения, согласно которым товар, как минимум, двух производителей Модулей светодиодных встраиваемых для паркового светильника соответствует установленным в описании объекта закупки Извещения техническим характеристикам, а именно: ООО "Башлайт" и ООО "Клевер".
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом сформированы разъяснения положений Извещения, изменяющие суть Извещения.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что на запрос о даче разъяснений (далее - Запрос N 1) Заказчиком сформировано разъяснение положений Извещения от 26.10.2022 N 3 (далее - Разъяснение N 3).
Пунктом 1 Запроса N 1 установлено следующее: "Для всех типов светильников требуется возможность группового (линейного) управления световым потоком из пункта питания без использования дополнительных модулей, устанавливаемых на или в светильник. Не указан физический принцип реализации этой возможности. При наличии импульсного источника питания в составе светильника и отсутствии в нем дополнительных модулей управления этим источником питания, управлять световым потоком светильника невозможно никаким образом, в том числе и изменением уровня напряжения на линии, так как в ТЗ нет ни слова о таком регуляторе в пункте питания, а импульсный источник питания не будет реагировать на изменение уровня напряжения в сети даже при наличии такого регулятора. Пункт требует корректировки".
В соответствии с пунктом 1 Разъяснения N 3 Заказчиком дано разъяснение, согласно которому для всех типов светильников данный пункт подразумевает возможность группового (линейного) управления.
Кроме того, на запрос о даче разъяснений (далее - Запрос N 2) Заказчиком сформировано разъяснение положений Извещения от 26.10.2022 N 2 (далее - Разъяснение N 2).
Пунктом 5 Запроса N 2 установлено следующее: "Пунктами 4.4.1 и 4.4.2 проекта контракта установлены условия проведения экспертизы и оформления заключения. Просим уточнить срок оформления заключения о соответствии (несоответствии) результатов исполнения лизингодателем обязательств требованиям контракта".
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения N 2 Заказчиком дано разъяснение, согласно которому срок оформления заключения о соответствии (несоответствии) результатов исполнения лизингодателем обязательств требованиям контракта не более 5 рабочих дней, с даты направления уведомления.
Пунктом 4.4.1 проекта контракта Извещения установлено, что лизингополучатель проводит экспертизу результатов исполнения контракта лизингодателем (далее - Экспертиза) в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами лизингополучателя или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Расходы по экспертизе - за счет лизингополучателя. Стороны устанавливают срок на проведение экспертизы не более 5 (Пяти) рабочих дней с даты направления Лизингодателем уведомления в соответствии с пунктом 4.4. контракта
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.4.2 проекта контракта Извещения по результатам экспертизы оформляется заключение о соответствии (несоответствии) результатов исполнения лизингодателем обязательств требованиям контракта. Реквизиты заключения о соответствии (несоответствии) результатов исполнения лизингодателем обязательств требованиям контракта вносятся в Акт приема-передачи имущества в лизинг.
Изучив вышеуказанные разъяснения, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.11.2022 по делу N 28/06/105-3317/2022 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Светосервис-Подмосковье" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 08.11.2022 по делу N 28/06/105-3327/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, поскольку ранее переданы по делу от 08.11.2022 N 28/06/105-3317/2022.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2022 г. N 28/06/105-3327/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022