На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Антарес Технолоджи" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "Ространсмодернизация" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок ФКУ "Ространсмодернизация" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на Выполнение работ по строительству объекта "Строительство аэропортового комплекса (г. Бодайбо, Иркутская область)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100096722000061) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика 02.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.11.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 424 955 237,70 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.10.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано АО "Ротек" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 7 424 955 237,70 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно сокращен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 30.09.2022 внесены изменения в Извещения.
При этом в соответствии с внесенными изменениями Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.10.2022.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта в виде электронного документа.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с Извещением дата начала исполнения контракта - 31.10.2022.
Вместе с тем в соответствии с проектом контракта Извещения срок начала выполнения работ - 15.11.2022.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании Извещения Заказчиком допущена техническая ошибка в части установления даты начала выполнения работ, а именно 31.10.2022.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивую информацию в отношении сроков исполнения обязательств по контракту, нарушают пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса
Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 4 Извещения установлено, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 15 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке Извещения документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонт, сноса объектов капитального строительства (или копия такой выписки).
Вместе с тем Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросам заинтересованных лиц выписку из реестра членов саморегулируемой организации утратили силу с 01.09.2022.
С учетом изложенного, при проведении закупки в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о наличии членства в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу не устанавливается.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Приложение) к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительств;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства.
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 позиции 13 Приложения, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 13 Приложения, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, указанные документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем, предоставление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц не соответствует требованиям позиции 13 Приложения.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по строительству аэропортового комплекса, в связи с чем Заказчиком в Извещении установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 13 Приложения.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.10.2022 N ИЭОК1 заявка Победителя признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронный площадке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 13 Приложения размещен, в том числе следующий документ Победителя, а именно копия договора субподряда от 17.07.2018 N РТК-69К-2018, заключенного между АО "УТЗ" и Победителем, на выполнение работ по техническому перевооружению турбоагрегаторов N 1-4 ТЭЦ-4 (далее - Договор).
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
На заседании Комиссии установлено, что Договор заключен в рамках исполнения обязательств по генеральному контракту от 19.06.2018 N 2018/Г/2018-07, заключенного между АО "УТЗ" и Дуалааны IV Цахилгаан станц ХК.
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика также сообщил, что Победитель по Договору не является генеральным подрядчиком.
Кроме того, в соответствии с Актом приемки законченного строительством объекта от 22.11.2019, размещенного Оператором электронной площадки в качестве подтверждения о наличии у Победителя опыта выполнения работ в соответствии с позицией 13 Приложения, в строительстве принимали участие АО "УТЗ", Победитель, АО "Энергетические решения" и НПО "Элсиб" ПАО.
Таким образом, Комиссия, изучив представленные документы и информацию, приходит к выводу, что Участником не представлен опыт выполнения работ в соответствии с позицией 13 Приложения.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Участника соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.10.2022 N ИЭОК1 заявка участника закупки с идентификационным номером заявки "1" (далее - Участник) признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в реестре участников закупок размещены следующие документы и информация, представленные Участником по позиции 13 Приложения:
- номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов - 1771454974419000089;
- акт приемки законченного строительства объекта "Реконструкция (восстановление) аэропорта Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)" 1 этап от 20.10.2021 б/н по форме КС-11 на сумму 4 159 487 280,20 руб.;
- акт приемки законченного строительства объекта "Реконструкция (восстановление) аэропорта Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)" 1 этап от 27.10.2021 по форме КС-14 на сумму 4 159 487 280,20 руб.;
- разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта "Реконструкция (восстановление) аэропорта Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)" от 27.10.2021 N 14-19-654-2021/ФАВТ-04.
Комиссией установлено, что согласно реестровой записи N 1771454974419000089 между Федеральным агентством воздушного транспорта и Участником заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция (восстановление) аэропорта Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)" от 20.09.2019 N 0516100000119000021 (далее - Контракт) на сумму 8 994 577 557,95 руб.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с техническим заданием Контракта предусмотрено 3 этапа строительства. Акты приемки законченного строительства объекта подписаны и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано в отношении 1-ого этапа. Также, представитель Заказчика пояснил, что согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 14.10.2022 N 45 по форме КС-3 работы по Контракту выполнены на сумму 8 605 975 272,72 руб., что составляет 95,68 % от цены Контракта.
Таким образом, учитывая, что работы по Контракту не завершены, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанный Контракт является исполненным и соответствует дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 2571.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 08.11.2022 по делу N 22/44/99/238 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2022 г. N 22/44/99/238
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022