Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Центр обеспечения" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аккумуляторов свинцовых для запуска поршневых двигателей (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0836100000422000049) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 07.11.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.11.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 826 880 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 18803020830292019214;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.11.2022;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 01.11.2022;
8) согласно протоколу подведения итогов от 03.11.2022 N ИЭА1 заявки 3 участников Аукциона признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 195 с предложением о цене контракта 1 639 581,60 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а, б, в" пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию о наименованию товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием Извещения в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товара "Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей" с кодом ОКПД2 27.20.21.000.
Так, КТРУ содержит информацию о трех позициях указанного товара.
При этом характеристики товара, указанные в техническом задании Извещения, имеют характеристики отличные от перечня характеристик, содержащихся в КТРУ, например, позиция КТРУ 27.20.21.000-00000021 "Аккумулятор свинцовый для запуска поршневых двигателей" с обязательной датой применения с 05.01.2022 содержит обязательную для применения характеристику "минимальная емкость аккумулятора", не примененную Заказчиком при формировании технического задания Извещения (указанный перечень не является исчерпывающим).
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих невозможность применения позиций КТРУ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащее описание объекта закупки Извещения, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов от 03.11.2022 N ИЭА1 Комиссией по осуществлению закупок отклонены следующие заявки участников Аукциона на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе:
- заявка участника Аукциона с идентификационным номером N 187 на основании представления характеристик, не соответствующих описанию объекта закупки, а именно: "Позиция N 1,2" - номинальная емкость - 63 А/ч; "Позиция 1,2,3,4,5" - залитая, заряженная; "Позиция 2" - ток холодной прокрутки - не менее 640 А (должен быть указан конкретный показатель);
- заявка участника Аукциона с идентификационным номером N 149 на основании представления характеристик, не соответствующих описанию объекта закупки, а именно: "Позиция N 3" номинальная емкость - 77 А/ч.
Комиссией установлено, что указанные Заказчиком в техническом задании Извещения характеристики товара "номинальная емкость", "ток холодной прокрутки", "позиция 1,2,3,4,5" не содержатся в позициях КТРУ, соответствующих данному объекту закупки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в связи с ненадлежащим описанием объекта закупки Комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонены заявки участников Аукциона с идентификационными номерами N 149, N 187, что нарушает пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требования о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Согласно подпункту "о" пункта 1 части 1 стать 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов от 03.11.2022 N ИЭА1 заявка участника Аукциона с идентификационным номером N 145 признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что заявка участника Аукциона с идентификационным номером N 145 содержит декларацию о соответствии участника Аукциона требованиям, установленным пунктами 1-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которой: "участник закупки не является офшорной организацией".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Комиссия по осуществлению закупок неправомерно признала заявку участника Аукциона с идентификационным номером N 145, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, поскольку участником Аукциона в декларации о соответствия участника закупки не представлены сведения о соответствии участника Аукциона требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в актуальной редакции.
В связи с изложенным Комиссия проходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закон о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр обеспечения" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 08.11.2022 по делу N 28/06/105-3328/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2022 г. N 28/06/105-3328/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022