Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СТАН" на действия Заказчика ГУ - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000622000230 "Выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей с целью обеспечения инвалидов",
УСТАНОВИЛА:
29.10.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба
ООО "СТАН" на действия Заказчика ГУ - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000622000230 "Выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей с целью обеспечения инвалидов" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
14.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Конкурсу является ГУ - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 318 490,33 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.п. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Согласно Извещению, предметом закупки является выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей с целью обеспечения инвалидов.
В Извещении Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закон о контрактной системе - наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии (п. 46. ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 852 от 01.06.2021 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
В приложении к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (документ, подтверждающий наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. N 852), документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона (документы, предусмотренные данным подпунктом, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке).
Из жалобы Заявителя следует, что виды работ, необходимые Заказчику в рамках данной закупки, не относятся к медицинским услугам, соответственно не являются медицинской деятельностью и не требуют наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по травматологии и ортопедии.
В соответствии с п. 46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемой.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" травматология и ортопедия относятся к видам медицинской деятельности и подлежит лицензированию.
Согласно "ГОСТ Р 51819-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения" протезирование конечностей - это процесс, заключающийся в проведении комплекса медицинских, технических, производственных и организационных мероприятий, направленных на частичное восстановление опорно-двигательных функций и/или устранение косметических дефектов верхних и нижних конечностей пациентов с помощью протезов конечностей.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) инвалиды имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации (далее - ТСР). Предоставление инвалиду бесплатно ТСР осуществляется на основании его индивидуальной программы реабилитации, которая разрабатывается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В статье 11 Закона о защите инвалидов указано, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что в Описании объекта закупки Извещения о проведении открытого конкурса установлено, что "Исполнитель обязан выполнить своими силами работы, включающие в себя: снятие мерок, индивидуальных слепков с Получателя, изготовление протезов, примерку (при необходимости повторные примерки), обучение пользованию изделием, выдачу готового изделия Получателю, с оформлением необходимой документации".
Кроме того, работы по обеспечению получателей Изделием должны содержать комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с Получателями, имеющими нарушения и (или) дефекты опорно-двигательного аппарата, в целях компенсации ограничений их жизнедеятельности. При изготовлении Изделий должны использоваться различные материалы и комплектующие, с учетом патологии конкретного Получателя.
В ходе выполнения работ необходимо снятие мерок, примерка протеза, обучение пользованию изделием, которые невозможны без участия врача-ортезиста.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2018 N 698н утвержден профессиональный стандарт "Врач травматолог-ортопед", который содержит описание трудовых функций, а также необходимые умения врача-травматолога-ортопеда. Одним из необходимых умений врача-травматолога-ортопеда является назначение, подбор и использование технических средств реабилитации (протезно-ортопедических изделий).
Из извещения о проведении открытого конкурса следует, что при выполнении работ необходимо оказание медицинских услуг, на основании этого Заказчиком установлено требование к наличию лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Соответствующая лицензия необходима в части снятие мерок, индивидуальных слепков с Получателя, изготовление протезов, примерку (при необходимости повторные примерки), обучение пользованию изделием, выдачу готового изделия Получателю, с оформлением необходимой документации.
Согласно пояснениям Заказчика требование о наличии лицензии обусловлено тем, что изготовление протезов по индивидуальным заказам пациентов представляет собой сложный и длительный процесс. Для определения соответствия (несоответствия) индивидуально изготовленного протеза необходимо соответствие его не только государственным стандартам Российской Федерации, но и общему соматическому состоянию пациента, определить которое невозможно без проведения медицинского осмотра.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал, не опроверг пояснения заказчика.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком определено, что участник закупки должен соответствовать следующим единым требованиям, в том числе у него должно быть отсутствие ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. При этом Положениями ст. 31 Закона и иными нормативными правовыми актами подобных требований к участникам закупок не предусмотрено. Таким образом, Заказчиком установлено незаконное требование к участникам закупки, которое носит неопределённый характер, имеет расширительное толкованием и не имеет правового основания.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 11 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии письмом Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.
Согласно п.п в п.1 приложения к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СТАН" на действия Заказчика ГУ - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме N
0260100000622000230 "Выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей с целью обеспечения инвалидов" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 3 ноября 2022 г. N 064/06/48-939/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022