Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ---------------;
члены Комиссии:
-------------;
в присутствии представителей государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия - -------------, действующей на основании доверенности N05/19 от 10.01.2022 года (со сроком действия до 31 декабря 2022 года), --------------, действующей на основании доверенности N05/28 от 10.01.2022 года (со сроком действия до 30 декабря 2022 года),
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "---------", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/42-694/2022,
рассмотрев 03.11.2022 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "------------" (далее - ООО "----------", Общество, Заявитель) на действия государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0209100000122000063 на выполнение работ по обеспечению инвалидов в 2023 году туторами нижних конечностей (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 27.10.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 31.10.2022 года N ДМ/1914/22 рассмотрение жалобы назначено на 02.11.2022 года в 15 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 31.10.2022 года N ДМ/1914/22 о назначении дела N 013/06/42-694/2022 к рассмотрению размещено в ЕИС и доступно для всеобщего ознакомления.
02.11.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 03.11.2022 г. 12:00.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0209100000122000063 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) 20.10.2022 17:57 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 407 705,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.10.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 28.10.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 01.11.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2022 NИЭА1 по окончанию указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: 112853043, 112866169, которые были признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 112853043, с ценовым предложением 405666,47 руб. (четыреста пять тысяч шестьсот шестьдесят шесть рублей 47 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность по травматологии и ортопедии.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N2376/22 от 01.11.2022 года).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом, как следует из пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Извещением о проведении Аукциона установлено, что участник закупки должен иметь лицензию на медицинскую деятельность по травматологии и ортопедии (либо привлечь соисполнителя, имеющего указанную лицензию).
В Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронной закупке и инструкция по ее заполнению указано, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом (такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке - Проведение работ по обеспечению инвалидов туторами на нижние конечности должно осуществляться при наличии: лицензии на медицинскую деятельность по травматологии и ортопедии (либо привлечение соисполнителя, имеющего указанную лицензию);
Заявитель в жалобе указывает, что работы по изготовлению туторов нижних конечностей не являются медицинской деятельностью и не требуют наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности в области травматологии и ортопедии.
Согласно письменным и устным возражениям представителей Заказчика под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан).
Кроме того, как Заявителем в жалобе, так и представителями Заказчика было отмечено, что медицинская деятельность предоставляется в форме медицинских услуг, которые представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 части 1 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемой.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (ред. от 16.02.2022) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В указанный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность входят, в том числе работы (услуги) по травматологии и ортопедии.
В описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам туторов нижних конечностей: тутора на нижние конечности должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51632-2021 Национальный стандарт РФ "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", ГОСТ Р 51819-2017 Национальный стандарт РФ "Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения", ГОСТ Р 58268-2021 Национальный стандарт Российской Федерации "Ортезы и другие средства наружной поддержки тела. Термины и определения. Классификация", ГОСТ Р 52878-2021 Национальный стандарт РФ "Туторы на верхние и нижние конечности. Технические требования и методы испытаний", соответствующим Техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
Материалы, соприкасающиеся с телом потребителя, должны обладать биосовместимостью с кожным покровом человека, не вызывать токсилогических и аллергических реакций в соответствии с ГОСТ ISO 10993-1-2021 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 1. Оценка и исследования в процессе менеджмента риска", ГОСТ Р ИСО 22523-2007 Национальный стандарт РФ "Протезы конечностей и ортезы наружные. Требования и методы испытаний".
При изготовлении туторов на нижние конечности должны использоваться различные материалы, с учетом патологии конкретного инвалида (термопластик, кожа, слоистые пластики на основе литьевых смол). Должен соблюдаться принцип индивидуального подхода к каждому инвалиду при выборе конструкции тутора и комплектующих для его изготовления. Тутора на нижние конечности должны изготавливаться с различными типами крепления: индивидуальным, подгоночным, специальным в зависимости от индивидуальных особенностей инвалидов.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к безопасности: тутора на нижние конечности должны соответствовать ГОСТ Р ИСО 10328-2021 Национальный стандарт РФ "Протезы. Испытания конструкции протезов нижних конечностей. Требования и методы испытаний", ГОСТ Р ИСО 13405-1-2018 "Протезирование и ортопедия. Классификация и описание узлов протезов. Часть 1. Классификация узлов протезов", идентичный международному стандарту ИСО 13405-1-2018 "Протезирование и ортопедия. Классификация и описание узлов протезов. Часть 1. Классификация узлов протезов ГОСТ Р 15.111-2015 Государственный стандарт РФ "Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства реабилитации инвалидов", ГОСТ Р 56137-2021 Национальны стандарт Российской Федерации "Протезирование и ортезирование. Контроль качества протезов и ортезов верхних и нижних конечностей с индивидуальными параметрами изготовления". Тутора на нижние конечности должны отвечать требованиям безопасности в течении всего срока эксплуатации при условии выполнения получателем установленных требований по их пользованию.
Выполнение работ по ортезированию должно соответствовать назначениям медико-социальной экспертизы, а также врача. При выполнении работ по ортезированию должен быть осуществлен контроль при примерке и обеспечении инвалидов указанными средствами реабилитации. Инвалиды не должны испытывать болей, избыточного давления, обуславливающих нарушения кровообращения (пункт 4 описания объекта закупки).
Выполнение работ по ортезированию должны быть направлены на изготовление технических устройств, к которым относятся аппараты ортопедические, корсеты, реклинаторы, туторы, бандажи, комплекты для протезирования женщин после мастэктомии, для обеспечения механической фиксации, разгрузки, компенсации поврежденных или реконструированных суставов, костей, сумочно-связочного или мышечно-связочного аппарата и других функций организма.
Выполняемые работы должны включать комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с инвалидами, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата травматологического, ортопедического, неврологического и иного характера заболеваний, а также других дефектов организма и обеспечивать лечение, восстановление, и компенсацию утраченных функций организма и неустранимых анатомических дефектов и деформаций (пункт 5 описания объекта закупки).
Согласно пункту 6 описания объекта закупки работы по обеспечению инвалидов туторами следует считать эффективно исполненными, если у инвалида полностью или частично восстановлена опорная, двигательная или иные функции организма, созданы условия для предупреждения развития деформации или благоприятного течения болезни.
Требования к характеристикам указаны в нижеприведенной таблице.
Наименование изделия |
Функциональные и технические характеристики изделия |
Цена за ед., руб./ кол-во, шт. |
Тутор на голеностопный сустав КОЗ - 03.28.08.09.49 ОКПД2 - 32.50.22.124 |
Тутор на голеностопный сустав, фиксирующий, материалы и комплектующие: вспененные упругие и смягчающие материалы, термопласт высокотемпературный, изготовлен по индивидуальным слепкам, лечебно-профилактический. |
20 шт. |
Тутор на коленный сустав КОЗ - 03.28.08.09.51 ОКПД2 - 32.50.22.124 |
Тутор на коленный сустав с захватом голени и бедра со смягчающим вкладышем, фиксирующий, материалы и комплектующие: вспененные упругие и смягчающие материалы, термопласт высокотемпературный, изготовлен по индивидуальным слепкам, лечебно-профилактический |
10 шт. |
Тутор на всю ногу КОЗ - 03.28.08.09.54 ОКПД2 - 32.50.22.124 |
Тутор на всю ногу со смягчающим вкладышем, фиксирующий, материалы и комплектующие: вспененные упругие и смягчающие материалы, термопласт высокотемпературный, изготовлен по индивидуальным слепкам, лечебно-профилактический |
15 шт. |
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив предмет закупки, описание объекта закупки, а также письменные и устные пояснения представителей Заказчика, приходит к выводу что выполняемые работы по обеспечению получателей туторами нижних конечностей содержат не только комплекс технических и социальных мероприятий, но и медицинских мероприятий, проводимых с получателями (инвалид - гражданин, имеющий направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации), имеющими нарушения и (или) дефекты опорно-двигательного аппарата, в целях восстановления или компенсации ограничений их жизнедеятельности. Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "--------" на действия государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия при проведении электронного аукциона N 0209100000122000063 на выполнение работ по обеспечению инвалидов в 2023 году туторами нижних конечностей необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 3 ноября 2022 г. N 013/06/42-694/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022