Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России), в составе:
председателя Комиссии:
- начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов комиссии
- главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
- специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности;
рассмотрев информацию (вх.N8290-ЭП/22 от 31.10.2022), направленную в Томское УФАС России ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений об ИП Вдовик Николае Васильевиче (ИНН) (далее - ИП Вдовик Н. В., Участник), победителе электронного аукциона "Текущий ремонт нежилых помещений (МОП) по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 129/1", (извещение N 0865200000322001963), в связи с уклонением от заключения Контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии представителей Заказчика Маковской О.В. (доверенность N13 от 24.10.2022), Чымзырай А.М. (доверенность N14 от 02.11.2022) и при участии ИП Вдовик Н.В., представителя ИП - Санниковой А.В. (доверенность от 03.11.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об ИП Вдовик Н.В. для включения в Реестр.
Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки установила следующее.
10.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Текущий ремонт нежилых помещений (МОП) по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 129/1" (извещение N 0865200000322001963) с начальной (максимальной) ценой контракта 1 033 366,31 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (поставщика, исполнителя) для закупки N0865200000322001963 от 20.10.2022 победителем признан участник под N1 (ИП Вдовик Н.В.).
На основании пункта 1 части 6 статьи 50 Заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
21.10.2022 в единой информационной системе Заказчиком был размещён проект Контракта без своей подписи.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона 44-ФЗ Участником закупки был сформирован протокол разногласий 27.10.2022 в ЕИС.
В соответствии с п. 2 ч. 4. ст. 51 Закона 44-ФЗ Заказчиком 27.10.2022 был размещён доработанный проект Контракта в ЕИС.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается Контракт подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект Контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения Контракта в соответствии с настоящим Федеральным Законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным Законом) не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения Заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона 44-ФЗ.
Регламентированный срок для подписания контракта со стороны ИП Вдовик Н. В. - до 23:59 28.10.2022.
29.10.2022 участник закупки подписал и разместил подписанный проект Контракта с нарушением сроков, указанных в ч. 5 ст. 51 Закона 44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
31.10.2022 Заказчик сформировал с использованием единой информационной системы и подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и разместил в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
31.10.2022 Заказчиком в адрес Томского УФАС России посредством ЕИС было направлено обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вх. N8290-ЭП/22 31.12.2022).
Сроки направления информации об Участнике в Томское УФАС России, установленные частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком не нарушены.
В письменных пояснениях ИП Вдовик Н.В. указал, что намерения не заключать Контракт не имел. Согласно доводам, изложенными на заседании Комиссии и в письменных пояснениях, проект Контракта не был подписан в регламентированный срок по причине неполадок с компьютером, на котором находится встроенная электронная цифровая подпись. В экстренном порядке компьютер был доставлен в сервисный центр, где сразу же приступили к его ремонту. 29.10.2022 окончены ремонтные работы компьютера, о чем свидетельствует справка от сервисного центра (имеется в материалах дела).
Проект Контракта был подписан Участником 29.10.2022 в 09:00 (МСК).
Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы, изложенные ИП Вдовик Н.В. в письменных пояснениях и предоставленные документы, приходит к выводу о том, что ИП Вдовик Н.В. не имел умысла уклониться от заключения Контракта. Так, Участником при ознакомлении с проектом Контракта были выявлены неточности, после чего был сформирован протокол разногласий, с целью урегулирования спорных вопросов относительно содержания контракта. Как только Участник устранил неполадки с компьютером, на котором находится встроенная электронная цифровая подпись, контракт был подписан с просрочкой регламентированного срока фактически на несколько часов.
Все перечисленное свидетельствует о намерении Участника заключить контракт с Заказчиком.
Таким образом, в действиях ИП Вдовик Н.В. не усматриваются признаки недобросовестного поведения при заключения Контракта. Доказательства, неоспоримо свидетельствующие об умышленном уклонении ИП Вдовик Н.В. от подписания контракта с Заказчиком, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об Индивидуальном предпринимателе Вдовик Николае Васильевиче (ИНН 701734268323) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Индивидуальном предпринимателе Вдовик Николае Васильевиче (адрес: 634059, Томская обл., г. Томск, ул. Говорова, д. 453, кв. 98, ИНН 701734268323) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 7 ноября 2022 г. N 070/10/104-790/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022