Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
- начальника отдела контроля монополистической
деятельности;
членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;
- специалиста 1 разряда отдела контроля
монополистической деятельности,
рассмотрев обращение (вх.N8291-ЭП/22 от 02.11.2022), поступившее в Томское УФАС России от ОГКУЗ "ОДР" (далее - Заказчик) и содержащего сведения об ООО "ЦСО" (далее - Общество), победителе закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по техническому обслуживанию автоматизированных узлов и приборов учета тепловой энергии с проведением гидравлических испытаний и подготовкой к отопительному сезону, выполнение тепловизионной съемки помещений, теплоизолирующих ограждений строительных конструкций и теплофикационных трасс для нужд ОГКУЗ "ОДР" в 2023 году" (извещение N0865200000322001898) (далее - аукцион), в связи с уклонением участника от заключения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
при участии представителя Заказчика - Мунгаловой Г.Н. (доверенность N3 от 28.07.2022), при участии представителей Общества - Каменщикова В.Ю. (доверенность N3/21 от 31.03.2021), Сырцова А.В. (доверенность N07/22 от 01.11.2022),
УСТАНОВИЛА:
27.10.2022 Заказчик направил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки установила следующее.
30.09.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по техническому обслуживанию автоматизированных узлов и приборов учета тепловой энергии с проведением гидравлических испытаний и подготовкой к отопительному сезону, выполнение тепловизионной съемки помещений, теплоизолирующих ограждений строительных конструкций и теплофикационных трасс для нужд ОГКУЗ "ОДР" в 2023 году" (извещение N0865200000322001898) с начальной (максимальной) ценой контракта 163 053,33 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N 0865200000322001898 от 13.10.2022 на участие в аукционе подана одна заявка (ООО "ЦСО").
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
14.10.2022 Заказчиком был сформирован с использованием ЕИС и размещен в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Регламентированный срок подписания проекта контракта либо формирования протокола разногласий - 21.10.2022.
К указанному сроку ни одно из предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе действий Обществом не осуществлено.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
24.10.2022 Заказчик сформировал с использованием ЕИС протокол об уклонении Общества от заключения контракта.
27.10.2022 указанный протокол был размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС).
27.10.2022 Заказчик направил в адрес Томского УФАС России обращение о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком нарушены.
По данному факту в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснила, что протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта был размещен в ЕИС и обращение о включении сведений об Обществе в Реестр было направлено в адрес Томского УФАС России с нарушением установленного Законом о контрактной системе срока ввиду болезни ответственного за направление и размещение указанных сведений лица.
В качестве доказательств указанного, представитель Заказчика представила к заседанию Комиссии справку об осмотре фельдшером от 26.10.2022, согласно которой ответственное за совершение указанных действий лицо 23.10.22 заболело, проведенный 26.10.22 экспресс-тест на ковид-19 показал положительный результат.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представители Общества поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, и указали следующее.
Общество не имело намерения уклониться от заключения контракта, не подписание проекта контракта в установленный Законом о контрактной системе срок произошло ввиду неверной трактовки содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, в пункте 7 указанного протокола изложено следующее: "В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся".
Согласно материалам дела, приказом директора ООО "ЦСО" Купренкова С.В. о назначении контрактного управляющего N4 от 10.01.2022 г. обязанность по осуществлению закупок на электронных площадках в период с 2022-2023 г. была возложена на технического директора - Каменщикова В.Ю.
Данное положение протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом того, что в протоколе отсутствует прямое указание на то, что контракт заключается с ООО "ЦСО", согласно пояснениям Каменщикова В.Ю., ответственного за подписание проекта контракта, и объяснительной записки в адрес директора Общества от 27.10.22, ввело его в заблуждение, что и послужило пропуском срока на подписание проекта контракта.
После повторного изучения протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Каменщиков В.Ю. выявил, что по результатам подведения итогов аукциона контракт заключается с ООО "ЦСО", в связи с чем была инициирована процедура получения банковской гарантии, однако 27.10.22 Заказчик сообщил, что Общество признано уклонившимся от заключения контракта и все сопутствующие документы были переданы в Томское УФАС России.
Приказом о дисциплинарном взыскании N43 от 27.10.22 директора ООО "ЦСО" Купрекова С.В. за нарушение трудовой дисциплины Каменщиков В.Ю. был лишен премии за октябрь 2022 г.
Представители Общества пояснили, что ООО "ЦСО" не пыталось намеренно уклониться от заключения контракта, напротив, готово в настоящий момент приступить к исполнению предусмотренных контрактом обязательств. Данное намерение подтверждается фактом получения Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта независимой гарантии от ПАО "Банк Уралсиб" (приобщена к материалам дела).
При этом, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика указал, что не настаивает на включении ООО "ЦСО" в Реестр.
В силу пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи с вышеизложенным Комиссия считает, что представленные Обществом к заседанию Комиссии документы и пояснения свидетельствуют об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При этом, к заседанию Комиссии Обществом была представлена информация о том, что за 2022 г. ООО "ЦСО" уже являлось участником электронных торгов в качестве исполнителя, в результате чего были заключены контракты, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков и согласно сведениям из ЕИС, информация об ООО "ЦСО" ранее не была включена в Реестр.
Таким образом, в действиях ООО "ЦСО" не усматриваются признаки недобросовестного поведения при заключения контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об ООО "ЦСО" (ИНН 7017173692) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Центр сервисного обслуживания" (адрес: 634059, г. Томск, ул. Смирнова, 36, ИНН 7017173692; директор - Купреков Степан Владимирович, ИНН 701800305108) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 3 ноября 2022 г. N 070/06/104-789/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022