Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II (далее - Заказчик);
ИП Великанов А.В. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27739-ЭП/22 от 28.10.2022) на действия ГБОУ Петергофской гимназии императора Александра II (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования для оснащения базовых общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания в целях повышения качества общего образования, для нужд Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Петергофской гимназии императора Александра II (извещение N 0372200081722000019) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 20.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200081722000019. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 288 450,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в приложении к извещению.
Из сведений вышеуказанного приложения документации об аукционе следует, что к поставке необходимо мультимедийное оборудование.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственного производителя.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заявителя сообщил, в том числе следующее:
Мною в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания (запрос приложен к жалобе):
"Уважаемый заказчик! В техническом задании на объект закупки N 1 "3D принтер" перечисляются характеристики, которые в совокупности однозначно описывают только один 3D принтер, производимый под маркой Picasso. Ниже перечисленные установленные требования ограничивают конкуренцию товаров и поставщиков:
Позиция N1
1. - "1.49 Размер принтера, ШхГхВ 1.7 Не менее 38х42х52 и не более 39х43х53;", т.е. разница в минимальном и максимальном значении параметра всего 1 см, что делает просто невозможным подобрать другую марку и модель принтера.
Это ограничивает конкуренцию товаров и не имеет смысла, так как существуют ЗД принтеры, позволяющие печатать изделия больших размеров с сохранением предусмотренного ТЗ качеством печати, сами являясь притом меньшего размера!
2 - 1.47 Материал корпуса 1.6 Алюминий (композит);" - какое решающее значение в работе 3D принтера корпус строго из алюминиевого композита? Если сталь жестче композита в разы и притом тоньше пикасовской модели, а потому и весит меньше! Жесткость является решающей для уровня 3д печати- что является главным качеством для любого 3д принтера! данное требование определяет только одного производителя, причем ухудшая конечный поставленный продукт.
3 - "1.32 Наличие функции автосведения сопел по осям X и Y 1.3 да;
1.33 Наличие функции автоопределения смещения сопел по оси Z 1.3 да;
1.34 Наличие функции быстрых переключений сопел 1.3 да;
1.35 Наличие функции автоматического продолжения печати со второго источника материала при окончании первого 1.3 да;
----просим разъяснить, для каких целей вы указываете в ТЗ функции закрепленные за патентом компании производителя Picaso-JETSWITCHhttps://www.polymedia.ru/o-kompanii/novosti-ob/48157/
-кроме ограничения конкуренции, применение сегодня технологий 5-ти летней давности является откровенно вредным для Заказчика, потому что имеется миллион современных 3д принтеров где 2 сопла зафиксированы изначально. Уже года 4 как не требуется никакого смещения, и сведения- в силу того что они изначально отрегулированы изготовителем и зафиксированы, возможность ошибки в современных моделях исключена. Но вы тем не менее прописываете конструкции , сложнее современных в 10-ки раз, и мало того что она сложнее , так она и ломается гораздо чаще , а в силу сверхуникальности данного оборудования вы будете ждать ее ремонта месяцами в лучшем случае.
Кроме того, на сегодняшний день имеются гораздо более эффективные системы бесконечной печати - такие как остановка при окончании печати и продолжение с того же самого места, уведомление об окончании, спайка множества катушек пластика в бесконечность и.т.п.
Реализовать данную функцию не является сложным, однако ее вред делает ее абсолютно неразумным.
4 - 1.26 Формат файлов для печати gcode, plgx;
1.27 Поддерживаемые форматы печати 1.1 stl, obj, 3ds, amf, plgx
Данный параметр определяет только принтеры Picaso, в силу требования их личного формата PLGX, других аналогов, с данным форматом, не существует. PLGX является просто урезанной версией общеизвестного Gcode. Кроме того, Вы обязаны знать, что ни один 3д Принтер компании Picaso- не создан и не будет работать с общеизвестным GCODE- а будет выдавать ошибку при печати и требовать переформатировать этот формат в свой родной PLGX. Что подтвердит вам техподдержка Пикассо при первом же запросе.ИХ личный формат является версией с сильно урезанным функционалом G-code. Это просто его перекодированная версия, одновременно с сильно урезанными возможностями.
Главное, что вам здесь нужно знать- это то, что принтеры Пикассо не поддерживают большинства функций общеизвестного и принятого формата G-codе. Все функции полноценного G-codeвы сможете использовать в принтерах гораздо более дешевого сегмента, а в принтерах Пикассо не сможете , в силу его ограниченности и заточки под свой формат.
Кроме того на сегодня множество комапний-производителей 3д принтеров имеют на руках заключение независимой технической экспертизы, с подтверждением этих слов.- ни один принтер компании Пикассо 3д не имеет в себе функционала полноценного G-code. Всё это откровенный вред и снижение возможностей в угоду ограничения конкуренции.
Главное для нас, что перечисленные требования к 3D принтеру не оказывают влияния на его функциональное предназначение, качество его эксплуатации и конечную цель работы. Установление данных требований к 3D принтеру ограничивают конкуренцию товаров и лишают других поставщиков возможности участия в добросовестно конкурентных закупках!
Позиция N2.
Необходимо наличие специализированного, сменного, съемного экструдера для печати PLA и PETG; необходимо наличие специализированного, цельнометаллического, сменного, съемного экструдера для печати ABS; необходимо наличие специализированного, сменного, съемного экструдера для печати TPU.".
Следует отметить, что заказчик ответил следующее (приведена выдержка из ответа на запрос участника закупки, ответ приложен к жалобе):
"В соответствии со сложившейся практикой рассмотрения УФАС жалоб на положения документации о закупках, под ограничением количества участников однозначно понимается - ограничение количества поставщиков, а не производителей товара, предлагаемого к поставке.
Следовательно, любой участник размещения заказа имеет возможность приобрести товар с необходимыми свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).".
В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика не представили доказательств наличия двух или более производителей товара, подходящего под требуемые технические характеристики.
Таким образом, в соответствии с доводами жалобы, Комиссия УФАС имеет основания для квалификации в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Великанов А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II
Санкт-Петербургский пр., д. 43, г. Петергоф,
Санкт-Петербург, 198510
тел.: 7-812-4173458
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: (495) 733-95-19
ИП Великанов А.В.
ул. Строителей, д. 5, к. 6, кв. 33,
Ярославль, 150064
тел.: +7 (905) 135-30-95
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3727/22
03.11.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-3727/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200081722000019;
- внести изменения в извещение об аукционе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200081722000019 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200081722000019 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 10.12.2022.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 ноября 2022 г. N 44-3727/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022