Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Венгура Арена Валерьевича (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28093-ЭП/22 от 01.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку утюга промышленного (извещение N 0372200080822000097),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку утюга промышленного (извещение N 0372200080822000097) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 20 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.07.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Венгура Арен Валерьевич.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Венгура Ареном Валерьевичем заключен государственный контракт N 177-08/2022 от 08.08.2022 на сумму 16 051,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
9.4.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.4.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.4.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 10.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Венгура Ареном Валерьевичем.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику одной партией по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 130 (далее - место доставки) в рабочие дни с 09-00 до 15-00 час. (перерыв на обед 13.00 - 14.00) в течение 10 рабочих дней с даты регистрации Контракта в Реестре контрактов, заключенных заказчиками. Учитывая, что Контракт включен в указанный реестр 08.08.2022, срок поставки товара истёк 22.08.2022.
В соответствии с п. 3.3.1. Контракта в день поставки Товара Поставщик представляет Заказчику подписанную со своей стороны сопроводительную документацию на Товар, в том числе: счет, счет-фактуру (при наличии), акт сдачи-приемки товара по форме согласно приложению N 3 к Контракту, товарную накладную по форме N ТОРГ-12 или универсальный передаточный документ (УПД), сертификаты и/или деклараций соответствия (предоставляется, если товар подлежит обязательной сертификации или декларированию), руководство пользователя /инструкции по эксплуатации на русском языке (при наличии), документы, подтверждающие гарантию производителя товара (гарантийный талон и др.).
Во всех документах, предусмотренных данным пунктом и исходящих от Поставщика, должна быть ссылка на номер и дату Контракта, подпись уполномоченного лица и печать (при наличии).
В нарушение вышеуказанных требований, Поставщиком при поставке товара не представлена сопроводительная документация на товар, что явилось основанием отказа в приёмке товара.
Письмом от 29.09.2022 N 1050 Заказчик уведомил Поставщика о необходимости поставить товар до 07.10.2022 включительно. Однако товар не был поставлен.
На основании изложенного, Заказчик принял решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.10.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Венгура Ареном Валерьевичем устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС ИП Венгура Арен Валерьевич ходатайствовал о невключении его в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с п. 1 пп. "а" ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе с использованием единой информационной системы (ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке.
Согласно данным ЕИС, 15.08.2022, Поставщиком сформирован документ о приемке. С документом предоставлена сопроводительная документация к товарам, а именно: акт сдачи-приемки товара от 15 августа 2022 г., счет на оплату товаров N 00697 от 15.08.2022 г.
В соответствии с пп. "б" п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. (Данный порядок также установлен п. 3.10 Контракта.)
Согласно сведениям из ЕИС, Заказчиком в приемке товара было отказано. При этом в нарушение вышеуказанных норм, Заказчиком мотивированный отказ в ЕИС не размещен.
В связи с чем, Поставщиком повторно размещен в ЕИС документ о приемке с сопроводительной документацией. К документу приложены: Товарная накладная N 00700 от 15.08.2022, Акт сдачи приемки товара от 15.08.2022, Счет N 00697 от 15.08.2022.
Однако, в приемке товара Заказчиком повторно отказано. Мотивированный отказ в ЕИС также не размещен. При этом сам товар Заказчиком используется в своей деятельности.
Предоставленные документы содержат номер контракта и подкреплены печатью и подписью в соответствии с п. 3.3.1 Контракта.
Все документы представлены в электронном виде и в рамках размещения подписаны ЭЦП. Однако, согласно сведениям из ЕИС, Заказчиком в очередной раз отказано в приемке товара. В ходе телефонных переговоров было установлено, что отказ в приемке основан на отсутствии документации именно на бумажных носителях.
При этом, требование о предоставлении сопроводительных документов и документов о приемке, в том числе на бумажном носителе, не установлено самим Контрактом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Венгура Арена Валерьевича предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Венгура Арена Валерьевича в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Венгура Арена Валерьевича (ИНН: 324109415330) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2022 г. N РНП-78-1388/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022