Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Управление информационных технологий и связи" (далее - Заказчик):;
АО "Научно-производственное предприятие "Радар ммс" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27943-ЭП/22 от 31.10.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Спортивный Петербург" в 2022-2023 годах (извещение N 0372200278522000127) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного Конкурса размещено 13.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200278522000127. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 996 999,13 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились:
- в установлении противоречивых условий в части сроков исполнения контракта;
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п.5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: проект контракта.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Электронным документом "Проект_ГК.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие сведения о сроках выполнения работ и сроках исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта):
N этапа |
Наименование этапа работ |
Начало выполнения работ |
Окончание выполнения работ |
Начало исполнения этапа контракта |
Окончание исполнения этапа контракта |
1 |
Обследование объектов информатизации с целью уточнения требований Системе |
18.11.2022 |
29.11.2022 |
18.11.2022 |
26.12.2022 |
2 |
Техническое задание |
30.11.2022 |
10.01.2023 |
30.11.2022 |
17.02.2023 |
3 |
Технический проект |
11.01.2023 |
02.03.2023 |
11.01.2023 |
12.04.2023 |
4 |
Рабочая документация и ввод в действие. |
03.03.2023 |
31.05.2023 |
03.03.2023 |
11.07.2023 |
5 |
Предоставление данных о Системе для актуализации в Реестре ГИС |
01.06.2023 |
16.06.2023 |
01.06.2023 |
26.07.2023 |
При этом, по мнению Заявителя извещения содержит иные сроки исполнения контракта, а именно дополненные словами "но не ранее даты заключения контракта".
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона о контрактной системе субъекты Российской Федерации вправе создавать региональные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Из возражений Заказчика следует, что в соответствии с пунктом 4.2.6 Положения об организации деятельности заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга", Извещение об осуществлении закупки формируется Заказчиком посредством государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга" (далее - АИС ГЗ) и размещается в единой информационной системе.
В свою очередь Заказчиком в приложении N 4 к проекту контракта, как и в структурированной форме извещения в АИС ГЗ, установлены точные сроки без формулировки "но не ранее даты заключения контракта", в связи с отсутствием функциональной возможности.
В структурированной форме извещения об осуществлении закупки, размещенной в единой информационной системе, к точным датам исполнения отдельных этапов контракта автоматически без участия Заказчика добавляется фраза "но не ранее даты заключения контракта" (приложение N 3 к возражениям), в связи с отсутствием возможности у Заказчика внести корректировки в проект Извещения об осуществлении закупки на этапе интеграции АИС ГЗ с единой информационной системой.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы также не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
2. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) устано.влено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 10 Положения, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
В электронном документе "Порядок_рассмотрения_и_оценки_заявок_ на_участие_в_конкурсах.docx" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги":
"а) для подлежащей в соответствии с Законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
"
Анализ порядка оценки заявки по критерию "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" показал, что установленный Заказчиком не соответствует порядку, предусмотренному п.10 Положения.
Из возражений Заказчика следует, что при формировании порядка оценки в рассматриваемом случае была допущена опечатка в вышеуказанной формуле для стоимостного критерия: в числителе вместо первого знака "+" указан знак "-".
Также представители Заказчика пояснили, что оценка Заявок по данному критерию проводилась в соответствии Положением.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценке заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно п. 19 Положения об оценке заявок если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения об оценке заявок если в случае, указанном в пункте 22 Положения об оценке заявок, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок Заказчиком в рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должны быть однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
В электронном документе "Порядок_рассмотрения_и_оценки_заявок_ на_участие_в_конкурсах.docx" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки":
1.1.1.1. |
Предоставление в составе заявки схемы бизнес-процессов в нотации BPMN пунктов 2.2.1.8.1, 2.2.1.8.2, 2.2.1.9.2, 2.4.1.1, 2.7.1.2 Приложения N3 к Приложению N1 к Извещению об осуществлении закупки |
К оценке принимаются диаграммы деятельности (activity diagram) в соответствии с нотацией BPMN, предложенные участником к применению при исполнении контракта. 100 баллов по показателю присваивается предложению участника, соответствующему следующим требованиям: 1. Предложение (диаграммы деятельности) представлены для всех задач (2.2.1.8.1, 2.2.1.8.2, 2.2.1.9.2, 2.4.1.1, 2.7.1.2 Приложения N3 к Приложению N1 к Извещению об осуществлении закупки). При отсутствии предложения по показателю, равно как и при представлении предложения не соответствующего/не в полной мере соответствующего указанным требованиям, заявке присваивается 0 баллов по детализирующему показателю. |
1.1.1.2. |
Визуализация функций системы (макет), в соответствии с требованиями пунктов 2.2.1.1.1, 2.2.1.8, 2.3.1.1.1, 2.4.1.1, 2.5.1.2, 2.6.1.1.1,2.10.3.1.1 Приложения N3 к Приложению N1 к Извещению об осуществлении закупки |
К оценке принимаются визуализации функций системы (макеты) составленные для иллюстрации функций (возможностей), указанных в пунктах 2.2.1.1.1, 2.2.1.8, 2.3.1.1.1, 2.4.1.1, 2.5.1.2, 2.6.1.1.1,2.10.3.1.1 Приложения N3 к Приложению N1 к Извещению об осуществлении закупки. 100 баллов по показателю присваивается предложению участника, соответствующему следующим требованиям: 1. Предложение (визуализация функций (макеты) представлены для пунктов 2.2.1.1.1, 2.2.1.8, 2.3.1.1.1, 2.4.1.1, 2.5.1.2, 2.6.1.1.1, 2.10.3.1.1 Приложения N3 к Приложению N1 к Извещению об осуществлении закупки. При отсутствии предложения по показателю, равно как и при представлении предложения не соответствующего/не в полной мере соответствующего указанным требованиям, заявке присваивается 0 баллов по детализирующему показателю. |
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Комиссия УФАС провела анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки и приходит к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Положению, направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
4. В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по детализирующему показателю "признак N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров":
признак N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
100 % |
По настоящему детализирующему показателю оценивается и учитывается общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ) по разработке (созданию, развитию, модернизации) прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем в качестве исполнителя (подрядчика), предметной областью которых является информационно-аналитическое обеспечение деятельности и/или автоматизация функций органов государственной власти. При рассмотрении заявок по настоящему детализирующему показателю оценивается информация из Формы "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ) по разработке (созданию, развитию, модернизации) прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем в качестве исполнителя (подрядчика), предметной областью которых является информационно-аналитическое обеспечение деятельности и/или автоматизация функций органов государственной власти" (по форме приложения N 1 к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). В качестве подтверждения по настоящему детализирующему показателю (при наличии) участник закупки представляет: - копии исполненного договора (договоров), акта (актов) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора (договоров) и предусмотренный настоящим пунктом, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты (договоры) К оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае отсутствия в составе заявки участника копий контрактов (договоров) и документов об их исполнении, подтверждающих сведения по настоящему детализирующему показателю, такие контракты (договоры) при определении баллов по настоящему детализирующему показателю не учитываются. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в Единой информационной системе в сфере закупок (в случае если в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ информация о заключении и исполнении представленных контрактов (договоров) подлежит размещению в Единой информационной системе в сфере закупок). Контракты (договоры), по которым в представленных в заявке документах выявлены несоответствия сведений в части стоимости и видов выполненных работ (оказанных услуг) при оценке заявки по детализирующему показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ) по разработке (созданию, развитию, модернизации) прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем в качестве исполнителя (подрядчика), предметной областью которых является информационно-аналитическое обеспечение деятельности и/или автоматизация функций органов государственной власти" учтены не будут.
Количество баллов, присуждаемых заявке участника открытого конкурса в электронной форме по настоящему детализирующему показателю, определяется по формуле:
, где: БХi - количество баллов по детализирующему показателю; Хi - значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по показателю; Хmin - минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по показателю; - предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком,
Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя. |
По мнению Заявителя Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки в рассматриваемой части, так как контракты, относящиеся к установленной Заказчиком предметной области, могут быть заключены только в рамках контрактной системы.
При этом представители Заказчика отметили, что в случае если определение подрядчиков, но таким контрактам возлагается на автономные учреждения, определение подрядчиков по таким контрактам будет регулироваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в качестве примера можно привести договор с реестровым номером N 57743937082190001520000 в Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, размещенном в ЕИС).
Также для оценки опыта Заказчиком будут приняты договоры, заключаемые между победителями закупок и субъектами малого предпринимательства, привлекаемыми такими победителями в случае установления заказчиками требований в соответствии ч. 5 ст. 30 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с примерами таких договоров можно ознакомиться во вкладке "вложения" следующих реестровых записей реестра контрактов заключенных заказчиками 2784244461021000149, 2784244461022000006).
Кроме того, возражений Заказчика следует, что жизненный цикл государственных информационных систем подчиняется отдельному нормативно-правовому регулированию (Постановление Правительства РФ от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"; Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах"; Закон Санкт-Петербурга от 07.07.2009 N 371-70 "О государственных информационных системах Санкт-Петербурга"; Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; "Методический документ. Меры защиты информации в государственных информационных системах", утвержденный ФСТЭК России 11.02.2014, и другие)
Для таких информационных систем устанавливаются требования, которые будут избыточными в обычной хозяйственной жизни. Очевидно, что Заказчик вправе признать наилучшими условиями исполнения контракта создание государственной информационной системы подрядчиком, имеющим релевантный опыт.
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18;
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05- 5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Комиссия УФАС провела анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки и приходит к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Положению, направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
5. Согласно п.30. Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по детализирующему показателю "Наличие команды специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию по специальностям":
2.2.1.1. |
Наличие команды специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию по специальностям (направлениям подготовки):
- автоматизированные системы обработки информации и управления; - вычислительные машины, комплексы, системы и сети; - информатика и вычислительная техника; - информационные системы и технологии; - прикладная математика и информатика (или прикладная математика, или прикладная информатика); - программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. |
По настоящему детализирующему показателю оценивается наличие у участника команды специалистов имеющих документально подтвержденную квалификацию по специальностям: - автоматизированные системы обработки информации и управления; - вычислительные машины, комплексы, системы и сети; - информатика и вычислительная техника; - информационные системы и технологии; - прикладная математика и информатика (или прикладная математика, или прикладная информатика); - программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
При рассмотрении заявок по настоящему детализирующему показателю оценивается информация из Формы "Специалисты, имеющие документально подтвержденную квалификацию по специальностям: автоматизированные системы обработки информации и управления; вычислительные машины, комплексы, системы и сети; информатика и вычислительная техника; информационные системы и технологии; прикладная математика и информатика (или прикладная математика, или прикладная информатика); программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" (по форме приложения N 4 к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
Порядок оценки предложения участника по критерию: заявки оцениваются по шкале оценки. 100 баллов по детализирующему показателю присваивается заявке участника, имеющего команду специалистов, отвечающую одновременно следующим требованиям: - количество специалистов в команде не менее 50 (пятидесяти) человек; - в команде представлены специалисты, обладающие квалификацией по всем перечисленным специальностям; - количество специалистов, обладающих квалификацией по каждой из перечисленных специальностей не менее 5 (пяти) человек. 50 баллов по детализирующему показателю присваивается заявке участника, имеющего команду специалистов, отвечающую одновременно следующим требованиям: - количество специалистов в команде не менее 50 (пятидесяти) человек; - в команде представлены специалисты, обладающие квалификацией по всем перечисленным специальностям; - количество специалистов, обладающих квалификацией по двум или менее из перечисленных специальностей составляет 4 (четыре) человека и менее. Предложениям участников не отвечающим перечисленным требованиям присваивается 0 баллов по показателю. В случае если специалист обладает квалификацией одновременно по двум или более специальностям, такой сотрудник учитывается для оценки по показателю только по одной из имеющихся у него специальностей.
В качестве подтверждения по настоящему детализирующему показателю (при наличии) участник закупки представляет следующие документы, подтверждающих наличие соответствующих специалистов у участника открытого конкурса: - трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; - документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников. В случае отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих наличие трудовых отношений между специалистом и участником закупки и/или документов, подтверждающих квалификацию специалиста, такие специалисты при оценке по настоящему детализирующему показателю не учитываются. В случае противоречия между формой (Приложение N4) и представляемыми копиями документов при оценке по настоящему детализирующему показателю, учитывается информация, содержащаяся в копиях документов. Оценка заявки по показателю определяется как среднее арифметическое количества баллов, присвоенных всеми членами комиссии, участвовавшими в рассмотрении заявки. |
Проанализировав сведения извещения о проведении конкурса Комиссия УФАС пришла к выводу, что порядок оценки в части требуемого перечня документов для получения баллов в рассматриваемой части соответствует п.30. Положения и положениям Закона о контрактной системе.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявителем не представлены, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих квалификацию участников закупки, следовательно, данный жалоба не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 23, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Научно-производственное предприятие "Радар ммс" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 ноября 2022 г. N 44-3751/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022