Резолютивная часть решения оглашена 09.11.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ТрансКомплекс-К" (г.Москва) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного шестиразового питания получателей социальных услуг для нужд ГБУ СО ВО "Владимирский психоневрологический интернат" (извещение N 0128200000122005616) в присутствии представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области , заказчика - ГБУ СО ВО "Владимирский психоневрологический интернат" заявителя - ООО "Транскомплекс-К"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/32-765/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Транскомплекс-К" на оказание услуг по организации ежедневного шестиразового питания получателей социальных услуг для нужд ГБУ СО ВО "Владимирский психоневрологический интернат" (извещение N 0128200000122005616).
По мнению заявителя, извещение о проведении указанного открытого конкурса в электронной форме составлено с нарушениями требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В частности в нарушение требований подпункта "б" пункта 30 Положения "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021N 2604, в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок (Приложение N 4 к извещению конкурса в электронной форме) заказчиком установлен детализирующий показатель оценки заявок на участие в закупке "наличие квалифицированных специалистов, необходимых для осуществления контроля за качеством и безопасностью производимой продукции и оказываемых услуг", который подтверждается предоставлением в составе заявки копий выписок из трудовых книжек, и (или) копий трудовых книжек.
Вместе с тем, вышеуказанным Положением предусмотрено, что наличие специалистов участник подтверждает либо трудовой книжкой или сведениями о трудовой деятельности, то есть не предусмотрено подтверждение наличия специалистов предоставлением выписки из трудовой книжки.
Также заказчиком установлен детализирующий показатель оценки - "общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)".
Согласно подпункта "в" пункта 28 Положения порядком рассмотрения и оценки заявок должен быть установлен предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок (Приложение N 4 к извещению о проведении закупки) в отношении детализирующего показателя оценки установлено следующее: "Предмет контракта (договора), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставим с предметом контракта (договора), заключаемого по результатам определения исполнителя на оказание услуг по организации ежедневного питания". При этом не указано, что именно является предметом оцениваемого договора (контракта) сопоставимого с предметом договора, заключаемого по итогам оценки.
Таким образом, Порядок рассмотрения и оценки заявок, предусмотренный Приложением N 4 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме является ненадлежащим и противоречит пунктам 28, 30 Положения.
Кроме того, заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию извещения о проведении закупки по ряду позиций установлены требования о соответствии показателей продуктов в настоящее время отмененным ГОСТам и СаПиНам, что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупке. В частности по позиции "Крупа пшеничная. ГОСТ 276-60 Высшего сорта" (данный ГОСТ утратил силу с 01.04.2022), по позиции "Мука ржаная ГОСТ 52809-2007 Мука ржаная хлебопекарная. Технические условия" (данный ГОСТ утратил силу с 01.01.2019), по позиции "Хлопья овсяные. ГОСТ 21149-93 Хлопья овсяные "Геркулес из овсяной крупы высшего сорта", "Горох шлифованный. ГОСТ 6201-68. Горох лущенный колотый полированный, первый сорт" (применение указанный ГОСТов на территории Российской Федерации прекращается с 01.01.2023, а услуги, предусмотренные контрактом оказываются до 31.05.2024).
В пункте 1 и 2.9 Технического задания установлено, чтобы услуги оказывались, в том числе, в соответствии с МУ 2657-82 "Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами", СанПиНом 2.1.3.2630-10. Однако к настоящему времени на территории Российской Федерации данные документы утратили свою силу.
Кроме того, в техническом задании заказчиком предъявлены требования о соответствии продуктов следующим ГОСТам - "Перец сладкий. ГОСТ 34325 Овощи целые, не имеющие следов порчи", "Кабачки свежие. ГОСТ 31822 Овощи целые, не имеющие следов порчи". Однако в данном случае не указан год приятия стандарта, следовательно, непонятно о каких ГОСТах идет речь.
Таким образом, описание объекта закупки произведено с нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, предъявляет требования к объекту закупки, в том числе показателям продуктов, используемых при оказании услуг, которые заведомо невозможно выполнить в процессе оказания услуг, что в конечном итоге может привести к ограничению числа участников закупки, а также повлечь различные злоупотребления со стороны заказчика.
Приложение N 2 к техническому заданию предъявляет следующие требования к техническим показателям продуктов: "Цикорий. ТУ 9198-040-47148164-2008", "Сорбит. ТУ10.86.10-025-72315488-2019 Сорбит добавка пищевая подсластитель. Технические условия", "Печенье диабетическое. ТУ 9131-011-21280275-09 Печенье без сахара. Технические условия", "Хлебцы. ТУ 9196-002-80554636-04 Завтраки сухие. Технические условия", "Джем диабетический. ТУ 9163-009-58326290-2003 Джемы".
Согласно пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
Таким образом, заказчик требует использование при оказании услуги продукции конкретных изготовителей без предоставления возможности поставить эквивалентный товар, что противоречит статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также срок исполнения контракта, указанный в извещении о закупке (01.07.2024) не соответствует сроку действия контракта, указанному в проекте договора, техническом задании (по 31.05.2024), что не позволяет определить срок банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта, что может привести к необоснованному ограничению конкуренции, а также не позволяет рассчитать стоимость банковской гарантии для оценки целесообразности участия в закупке.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении вышеуказанной закупки.
В обоснование правомерности своих действий представитель заказчика пояснил следующее.
В целях упрощения подачи заявок участниками заказчик предусмотрел возможность подтверждения наличия специалистов у участников выписками из трудовых книжек и (или) копиями трудовых книжек. Вместе с тем, при рассмотрении поданных заявок конкурсной комиссией к учету принимались все представленные участниками документы, подтверждающие наличие специалистов, без каких-либо ограничений.
Также в извещении о проведении закупки (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) установлено, что участниками могут быть представлены договоры (контракты), предмет которых сопоставим с предметом контракта (договора), заключаемого по результатам определения исполнителя на оказание услуг по организации ежедневного питания. В данном случае слово "сопоставим" синонимично слово "аналогичен". Заказчиком не было установлено никаких дополнительных ограничений по сумме и предмету исполненных договоров/контрактов. При рассмотрении поданных заявок конкурсной комиссией к учету принимались все представленные участниками договоры на оказание услуг, связанных с предметом контракта. Соответственно действиями заказчика не было допущено ограничений конкуренции участников.
Относительно довода жалобы относительно ссылок в техническом задании извещения о проведении закупки ссылок на недействующие в настоящее время ГОСТы и СанПиНы по ряду позиций, представитель заказчик указал, что в данном случае имело место техническая ошибка. Вместе с тем, техническое задание извещения о проведении закупки допускает в случае, если у производителя отсутствует необходимый продукт, его замену, в том числе произведенный по новому стандарту. В силу изложенного, допущенное нарушение не ограничивает количество участников закупки и не препятствует исполнению контракта.
В техническом задании указаны сведения о технических условиях производства по ряду позиций. Однако такое требование не является требованием использовать продукт строго определенного производителя. Указанные технические условия применяются несколькими производителями. Кроме того, техническое задание извещения о проведении закупки, в случае если у исполнителя отсутствует необходимый продукт, допускает его замену, в том числе на продукт, произведенный по иным техническим условиям.
В пунктах 4.1, 13.1 проекта контракта четко указан срок оказания услуг - 31.05.2024, разночтений в условиях о сроке не имеется. При этом контракт, помимо срока оказания услуг имеет также общий срок исполнения обязательств, в частности, обязательств по сдаче-приемке оказанных услуг и их оплате. Указанный в извещении о закупке срок действия контракта (01.07.2024) является максимальный сроком исполнения обязательств сторонами, включая срок сдачи-приемки и оплаты оказанных услуг. Указанное заявителем жалобы обстоятельство не является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не создает ограничения конкуренции между участниками закупки.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "ТрансКомплекс-К" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 30 Положения "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021N 2604 (далее - Положение) в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок (Приложение N 4 к извещению конкурса в электронной форме) заказчиком установлен детализирующий показатель оценки заявок на участие в закупке "наличие квалифицированных специалистов, необходимых для осуществления контроля за качеством и безопасностью производимой продукции и оказываемых услуг", который подтверждается предоставлением в составе заявки копий выписок из трудовых книжек, и (или) копий трудовых книжек.
Комиссия полагает, что требование извещения о проведении закупки о подтверждении наличия специалистов исключительно выписками из трудовых книжек и (или) копиями трудовых книжек, не соответствует подпункту "б" пункта 30 Положения, поскольку указанным пунктом не предусмотрено предоставление такого документа, как выписка из трудовой книжки и допускается возможность предоставления иных документов о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо трудовой книжки.
В силу изложенного, жалобы по данному доводу является обоснованной.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Аналогичное положение установлено в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок (Приложение N 4 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме).
Комиссия полагает, что в данном случае заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что данное положение каким-либо образом ограничивает количество участников закупки или вводит потенциальных участников закупки в заблуждение. На запрос одного из участников закупки заказчик предоставил разъяснения, что при рассмотрении к оценке также будут приниматься также контракты, договоры на оказание услуг питания пациентов в медицинских учреждениях и (или) договоры по организации лечебного питания и обеспечения питьевого режима пациентов.
В силу изложенного, жалобы по данному доводу является необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию извещения о проведении закупки по ряду позиций установлены требования о соответствии показателей продуктов в настоящее время отмененным ГОСТам и СаПиНам, что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупке. В частности по позиции "Крупа пшеничная. ГОСТ 276-60 Высшего сорта" (данный ГОСТ утратил силу с 01.04.2022), по позиции "Мука ржаная ГОСТ 52809-2007 Мука ржаная хлебопекарная. Технические условия" (данный ГОСТ утратил силу с 01.01.2019), по позиции "Хлопья овсяные. ГОСТ 21149-93 Хлопья овсяные "Геркулес из овсяной крупы высшего сорта", "Горох шлифованный. ГОСТ 6201-68. Горох лущенный колотый полированный, первый сорт" (применение указанный ГОСТов на территории Российской Федерации прекращается с 01.01.2023, а услуги, предусмотренные контрактом оказываются до 31.05.2024).
В пункте 1 и 2.9 Технического задания установлено, чтобы услуги оказывались, в том числе, в соответствии с МУ 2657-82 "Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами", СанПиНом 2.1.3.2630-10. Однако к настоящему времени на территории Российской Федерации данные документы утратили свою силу.
Кроме того, в техническом задании заказчиком предъявлены требования о соответствии продуктов следующим ГОСТам - "Перец сладкий. ГОСТ 34325 Овощи целые, не имеющие следов порчи", "Кабачки свежие. ГОСТ 31822 Овощи целые, не имеющие следов порчи". Однако в данном случае не указан год приятия стандарта, следовательно, ГОСТы указаны некорректно.
Также Приложение N 2 к техническому заданию предъявляет следующие требования к техническим показателям продуктов: "Цикорий. ТУ 9198-040-47148164-2008", "Сорбит. ТУ10.86.10-025-72315488-2019 Сорбит добавка пищевая подсластитель. Технические условия", "Печенье диабетическое. ТУ 9131-011-21280275-09 Печенье без сахара. Технические условия", "Хлебцы. ТУ 9196-002-80554636-04 Завтраки сухие. Технические условия", "Джем диабетический. ТУ 9163-009-58326290-2003 Джемы". То есть в извещении о проведении закупки имеется указание на поставку продукции конкретных производителей без возможности поставки эквивалентного товара, что также ограничивает количество участников закупки и нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, по вышеуказанным позициям Приложения N 2 к техническому заданию заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и жалоба по данным доводам является необоснованной.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 4.1, 13.1 проекта контракта срок оказания услуг - 31.05.2022. При этом в соответствии с извещением о проведении закупки срок действия контракта (принимая во внимание обязательства по сдаче-приемке оказанных услуг и их оплату) - 01.07.2022.
Таким образом, Комиссия полагает, что в извещении о проведении закупки, а также в проекте контракта отсутствуют какие-либо разночтения относительно срока действия контракта, и имеется вся необходимая информация для оформления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Жалобы по указанному доводу является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТрансКомплекс-К" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного шестиразового питания получателей социальных услуг для нужд ГБУ СО ВО "Владимирский психоневрологический интернат" (извещение N 0128200000122005616) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, конкурсной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 ноября 2022 г. N 033/06/32-765/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022