Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя _ (далее - заявитель) на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего питания для воспитанников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната "Кадетский корпус" имени Дмитрия Михайловича Пожарского в ЗАТО г. Радужный на 2023 г. (N закупки 0128200000122006273) в открытом заседании в присутствии заявителя - ИП _, представителей заказчика - ГКОУ ВО "Кадетский корпус" имени Дмитрия Михайловича Пожарского в ЗАТО г. Радужный _ (доверенность от 31.10.2022 N 430), _ (доверенность от 31.10.2022 N 432), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области _ (доверенность от 30.12.2021 N 81).
07.11.2022 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи
106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 08.11.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/32-764/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя _ на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего питания для воспитанников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната "Кадетский корпус" имени Дмитрия Михайловича Пожарского в ЗАТО г. Радужный на 2023 г. (N закупки 0128200000122006273).
Заявитель полагает, что положения извещения рассматриваемого открытого конкурса нарушают законодательство о контрактной системе в сфере закупок, а именно ограничивают количество участников закупки.
В частности, заявитель указывает на то, что в Приложении N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" установлен критерий наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта "общее количество исполненных участником закупки договоров". По мнению заявителя, данный критерий установлен ненадлежащем образом. В жалобе заявитель указывает, что неустановление в извещении о закупке предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика возразили относительно существа жалобы, выразили мнение о ее необоснованности, так как полагают, что извещение открытого конкурса в электронной форме не содержит каких-либо положений, нарушающих законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель уполномоченного органа также выразил мнение о том, что извещение открытого конкурса в электронной форме не содержит нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.10.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0128200000122006273 на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего питания для воспитанников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната "Кадетский корпус" имени Дмитрия Михайловича Пожарского в ЗАТО г. Радужный на 2023 г.
Начальная максимальная цена контракта составляет 19 872 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует в том числе следующий критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ N 2604 от 31 декабря 2021 утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании подпунктов "а", "б" пункта 28 Постановления Правительства РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул, указанных в подпунктах "а"-"з".
В Приложении N 4 к извещению открытого конкурса в электронной форме критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах
В разделе II. Приложения N 4 установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.
Так в пункте 2 заказчиком установлено:
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта |
70 |
Общее количество исполненных участником закупки договоров. |
100 |
Оценка заявок осуществляется согласно п.20 Положения.В случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле,предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; |
Рассмотрев данный критерий и формулу его подсчета, Комиссия приходит к выводу о том, что данный критерий в полном объеме соответствует положениям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ N 2604 от 31 декабря 2021.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ни Закон о контрактной системе в сфере закупок, ни Постановление Правительства РФ 2604 от 31 декабря 2021 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не содержит требований об обязательном установлении предельного максимального показателя по нестоимостным критериям.
Таким образом, в порядке оценки по нестоимостному показателю заказчик вправе устанавливать значение показателя без максимальной границы предоставляемых сведений участниками закупки, следовательно, заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.
В рассматриваемом случае материалы дела N 033/06/32-764/2022 не содержат письменных, неоспоримых доказательств, которые свидетельствуют о том, что спорное положение фактически привело к ограничению количества участников закупки, а также нарушает права и законные интересы участников закупки, в том числе заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя _ на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего питания для воспитанников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната "Кадетский корпус" имени Дмитрия Михайловича Пожарского в ЗАТО г. Радужный на 2023 г. (N закупки 0128200000122006273) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Исп. _
тел.(4922) 33-49-78, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 ноября 2022 г. N 033/06/32-764/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022