Резолютивная часть объявлена 02.11.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 08.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская детская стоматологическая поликлиника": Е.А. Бектубаевой (по доверенности); С.Н. Соколовой (по доверенности); М.В. Щербаковской (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.В. Лигостаева (по доверенности); И.В. Лебедева (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 8353/22 от 26.10.2022) ИП Пономаренко А.А. (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская детская стоматологическая поликлиника" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинского изделия (установка стоматологическая универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение N 0335200014922003065) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 26.10.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не применил позицию КТРУ N 32.50.11.000-00000080 "Установка стоматологическая".
2. Заявитель полагает, что установленное Заказчиком требование в техническом задании "Максимальная нагрузка балансируемого кронштейна, кг не менее 340 кг" является необоснованным, так как такие требования не соответствуют существующим моделям оборудования.
3. Заявитель полагает, что в описании объекта закупки установлено избыточное требование, а именно цвет обивки по цветовой палитре RAL.
4. По мнению Заявителя в описании объекта закупки необоснованно и не в соответствии с ГОСТами 26368-90, 251448-82 установленным следующие характеристики: "Минимальная освещенность, лк - не менее 15 000", "Максимальная освещенность, лк - не менее 30 000", "Расход воды, л/мин - не более 4".
5. Заявитель также считает излишним установленное в техническом задании требование о наличии "Коврика для мыши".
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами жалобы Заявителя, полагает, что его действия при формировании извещения об осуществлении закупки соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии с доводами жалобы Заявителя не согласились, полагают, что действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
18.10.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение об осуществлении закупки N 0335200014922003065 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 160 000,00 рублей.
Как установлено пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены, в том числе Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению об осуществлении закупки N 0335200014922003065 объектом закупки является поставка медицинского изделия (установка стоматологическая универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие с кодом позиции ОКПД2 32.50.11.000 "Инструменты и приспособления стоматологические".
Согласно сведениям из карточки позиции в ЕИС КТРУ 32.50.11.000-00000080 "Установка стоматологическая", предложенной Заявителем, дата начала обязательного применения данной позиции каталога - 14.03.2021, при этом в разделе "Описание товара, работы, услуги" характеристики товара, работы, услуги по данной позиции отсутствуют, как и запреты, ограничения предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии пояснили, что позиция КТРУ 32.50.11.000-00000080 "Установка стоматологическая" не была применена, поскольку наименование данной позиции не соответствует наименованию объекта закупки, определенному в соответствии с Приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.2012 N 910н "Установка стоматологическая универсальная", более того, в позиции КТРУ 32.50.11.000-00000080 отсутствуют характеристики товара.
По данному доводу жалобы Комиссия отмечает следующее:
- в жалобе Заявителя не содержится информации о нарушении его прав либо прав и законных интересов других участников в случае не применения позиции КТРУ 32.50.11.000-00000080;
- в позиции КТРУ 32.50.11.000-00000080 отсутствуют характеристики товара, работы, услуги, позволяющие определить соответствие данной позиции потребностям Заказчика;
- в случае применения позиции КТРУ 32.50.11.000-00000080 (где отсутствуют характеристики товара) Заказчику необходимо было бы осуществить описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе и самостоятельно устанавливать в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги. Данная позиция также отражена в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В описании объекта закупки (техническое задание) к извещению N 0335200014922003065 содержатся, в том числе следующие спорные характеристики, которыми должна обладать установка стоматологическая универсальная, необходимая Заказчику:
Функциональные, технические и качественные и характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. | |
Наименование показателей |
Значение показателей |
Установка стоматологическая универсальная в количестве 3 комплектов с цветом обивки по цветовой палитре RAL |
RAL 5005 и/или RAL 5007 и/или RAL 5009 и/или RAL 5010 и/или RAL 5015 и/или RAL 5017 и/или RAL 5019 |
Установка стоматологическая универсальная в количестве 3 комплектов с цветом обивки по цветовой палитре RAL |
RAL 8001 и/или RAL 8002 и/или RAL 8003 и/или RAL 8004 и/или RAL 8011 и/или RAL 8012 и/или RAL 8015 и/или RAL 8016 |
Установка стоматологическая универсальная в количестве 1 комплекта с цветом обивки по цветовой палитре RAL |
RAL 4008 и/или RAL 4011 |
Минимальная освещенность, лк |
Не менее 15 000 |
Максимальная освещенность, лк |
не менее 30 000 |
Максимальная нагрузка балансируемого кронштейна, кг |
не менее 340 |
Расход воды, л/мин |
не более 4 |
Коврик для мыши |
наличие |
Обязательные технические требования, которым должны соответствовать установки стоматологические и светильники к ним, содержатся в ГОСТ 25148-82 "Установки стоматологические стационарные", ГОСТ 26368-90 "Светильники медицинские".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при составлении технического задания не использовали предусмотренные ГОСТами требования, поскольку ГОСТы содержат недостаточно характеристик для полного и всестороннего описания объекта закупки в соответствии с потребностью Заказчика, кроме того, многие установленные в них показатели и требования не соответствуют характеристикам современного оборудования. Описание объекта закупки Заказчик осуществлял на основании инструкции производителя товара.
Комиссия, проанализировав доводы жалобы в данной части отмечает следующее.
В описании объекта закупки Заказчик использовал ряд показателей, которые отсутствуют в ГОСТ, например: "цвет обивки по цветовой палитре RAL", "Максимальная нагрузка балансируемого кронштейна, кг", а также изменил технические требования, установленные ГОСТ (Минимальная освещенность, лк - Не менее 15 000, в ГОСТе 25148-82 Минимальная освещенность, лк - Не более 8 000) при этом, обоснование для применения дополнительных показателей и применения требований, отличных от ГОСТ не осуществил, что также было подтверждено представителями Заказчика на заседании.
Таким образом, при рассмотрении жалобы установлено, что заказчик при установлении требований к товару не использовал соответствующие ГОСТы, тогда как на данное медицинское изделие они имеются.
В тоже время заказчиком не приведено обоснование использования характеристик, показателей, которые не содержатся в ГОСТах, стандартах и регламентах.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не применения ГОСТа при формировании описания объекта закупки в техническом задании, а также отсутствие обоснования при установлении дополнительных показателей и применении требований, отличных от ГОСТ, нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно довода о необоснованном установлении требования о наличии "Коврика для мыши" Комиссия отмечает, что Заявителем доказательств того, что содержащееся в описании объекта закупки данное требование, нарушает его права либо права и законные интересы других участников, а также каким-либо иным образом может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, не представлено.
Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчик вправе включить такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, в техническом задании к показателю "Коврик для мыши" Заказчиком не предъявляются какие-либо характеристики, а требуется только его наличие.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
При изложенных обстоятельствах, учитывая допущенные Заказчиком нарушения при формировании извещения об осуществлении закупки, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для выдачи предписания.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономаренко А.А. частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Городская детская стоматологическая поликлиника" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 8 ноября 2022 г. N 039/06/33-902/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022