Резолютивная часть оглашена
02.11.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МКУ "Хозяйственно-транспортная служба Администрации муниципального района Ставропольский" (далее - МКУ "ХТС", Заказчик) о включении сведений об ООО "Строительная компания "Мир" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на выполнение капитального ремонта объекта культурного наследия (извещение N 0142300027121000219, ИКЗ 213638207358463820100101540014391243, начальная (максимальная) цена контракта - 7 249 555,17 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, ООО "Строительная компания "Мир",
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
03.12.2021 между Заказчиком и Обществом на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.11.2021 N0142300027121000219-2 заключен Контракт.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.1.1. Контракта определен срок выполнения работ по Контракту - в течение 90 календарных дней с момента получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области.
Согласно пункту 8.1. муниципального контракта в целях обеспечения исполнения обязательств по Контракту Подрядчик представляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в форме банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику на срок до исполнения основного обязательства Подрядчиком.
Подрядчик предоставил обеспечение исполнения Контракта на сумму 362 477, 76, эквивалентную 5% от начальной (максимальной) цены контракта в форме банковской гарантии N 10387/04-БЭГ/21. Также для получения разрешения от Управлением государственной охраны объектов культурного наследия на проведение работ по контракту подрядчику были предоставлены копии договоров и приказов о назначении ответственных за проведение авторского и технического надзора за проведением капитального ремонта объекта культурного наследия.
10.01.2022 исх. N 02, 17.01.2022 исх. N 07 подрядчик письменно обратился с предложением о согласовании замены материалов. Материалы, предложенные подрядчиком, не являлись аналогичными и имели характеристики, отличные от утвержденных, в связи с чем замена материалов не была согласованна. О решении ООО "Строительная компания "Мир" были уведомлены письмом исх. N18 от 19.01.2022.
26.01.2022 исх. N 09 от ООО "Строительная компания "Мир" поступило предложение направить проектно-сметную документацию на корректировку или расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Ответным письмом исх. N 36 от 27.01.2022 от МКУ "ХТС" подрядчику было указано, что проектно-сметная документация прошла все необходимые стадии согласования в соответствии с законодательством РФ, основания для расторжения контракта по соглашению сторон отсутствуют.
03.02.2022 Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области было выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 23-22/2584.
Таким образом, расчетным сроком выполнения работ по контракту 04.05.2022.
07.02.2022 исх. N 15 от ООО "Строительная компания "Мир" поступило уведомление о неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения работ, и приостановлении исполнения Контракта.
Ответным письмом исх. N 60 от 08.02.2022 от МКУ "ХТС" подрядчику повторно было указано, что проектно-сметная документация прошла все необходимые стадии согласования в соответствии с законодательством РФ, основания для расторжения контракта по соглашению сторон отсутствуют.
16.02.2022 исх. N 27 от ООО "Строительная компания "Мир" поступило требование о расторжении Контракта и возмещении убытков на закупку строительного материала в течение 5 календарных дней с момента получения требования. Аргументы, изложенные в требовании о расторжении и возмещении убытков не соответствовали Закону о контрактной системе, предоставленные копии товарных накладных не содержали информацию, позволяющую определить, какое отношение приобретение материала, не указанного в проектно-сметной документации и аукционной документации, имеет к заказчику и исполнению обязательств по Контракту. Аналогичные требования поступали от подрядчика 12.05.2022, 24.05.2022, 27.05.2022.
28.02.2022 ответным письмом исх. N 87 от МКУ "ХТС" подрядчику было направлено разъяснение о необходимости выполнения обязательств по Контракту, о том, что проектно-сметная документация прошла все необходимые стадии согласования в соответствии с законодательством РФ, основания для расторжения контракта по соглашению сторон отсутствуют, замена утвержденного материала на материал с ухудшенными характеристиками согласована не будет.
08.02.2022, 24.02.2022, 17.03.2022, 06.04.2022, 11.05.2022, 23.05.2022, 07.06.2022, 20.06.2022, 11.07.2022, 22.07.2022, 11.08.2022, 25.08.2022, 12.09.2022, 30.09.2022, 14.10.2022 подрядчику было направлено предложение приступить к выполнению обязательств по исполнению муниципального контракта в кратчайшие сроки во избежание срыва сроков выполнения работ, а также указана необходимость предоставления документов и сведений согласно Техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью Контракта:
- согласованные с Заказчиком и с проектировщиком проекты производства и организации работ согласно пункту 9.6. Контракта,
- список специалистов, выполняющих работы, для доступа в здания для проведения работ, копия приказа о назначении ответственного за выполнение работ, соблюдение мер безопасности и охрану труда согласно пункту 9.13. Контракта,
- документы, подтверждающие квалификацию персонала Подрядчика согласно пункту 9.17. Контракта.
Вышеуказанные документы и информация о ходе выполнения работ не были предоставлены.
04.04.2022 ООО "Строительная компания "Мир" было подано исковое заявление в Арбитражный суд Самарской области о расторжении Контракта. Решением от 09.08.2022 в удовлетворении иска отказано.
В связи с тем, что на дату окончания выполнения работ по Контракту подрядчик не исполнил свои обязательства, 11.05.2022 заказчиком впервые было направлено требование об уплате пеней Гаранту исполнения обязательств.
14.10.2022 МКУ "ХТС" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 14.10.2022, соответственно, вступило в силу 25.10.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным пояснениям Общества при детальном рассмотрении научно-проектной документации и сопоставлении ее с локальными сметными расчетами, являющимся частью Контракта, Общество усмотрело существенные противоречия и несоответствия разработанной научно-проектной документации ООО СО "Федерал". Без выполнения работ по замене кобылок кровли, устройству обрешетки, устройству паро- и гидроизоляционной пленки невозможно выполнить работы и сдать объект в эксплуатацию, данные работы необходимы для обеспечения годности и прочности результата работ, в случае их невыполнения эксплуатационные показатели будут значительно снижены. в связи с изложенным, Обществом в адрес Заказчика было направлено предложение по внесению изменений в научно-проектную документацию и сметный расчет, а после получения отказа предложение о расторжении контракта по соглашению сторон.
В связи с отказом Заказчика от внесения изменений в документацию, контракт, а также от расторжения контракта по соглашению сторон, Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о расторжении контракта и взыскании задолженности.
Не согласившись с решением суда об отказе в удовлетворении иска, ООО "Строительная компания "Мир" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционной суд с жалобой на решение суда.
Однако, приведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестно поведения при исполнении Контракта.
На дату рассмотрения обращения Подрядчик работы в полном объеме не выполнил. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на завершение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Следует отметить, что Общество, подавая заявку на участие в аукционе, согласилось на выполнение работ на условиях, определенных аукционной документацией. Положения аукционной документации в установленном порядке Общество не обжаловало, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавало.
В рассматриваемом случае подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Строительная компания "Мир" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно выполнение капитального ремонта объекта культурного наследия "Здание райисполкома Ставропольского района". Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Строительная компания "Мир" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителях общества: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Строительная компания "Мир", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Члены комиссии:
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 ноября 2022 г. N РНП-63-409
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022