Резолютивная часть оглашена
01.11.22 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ТД "Гидроремсервис" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Оказание услуг финансовой аренды (лизинг) на приобретение техники" (извещение N 0142200001322024003, начальная (максимальная) цена контракта - 62 487 647,03 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ТД "Гидроремсервис" на положения аукционной документации при проведении открытого аукциона.
Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а именно, установлены технические характеристики закупаемого товара (автогрейдер), соответствующие только одному производителю и модели техники.
Так же Заявитель указывает, что характеристики эксплуатационной массы и массы эксплуатационной (с бульдозерным отвалом), установленные в техническом задании аукционной документации, противоречат друг другу.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, отменить протоколы, устранить выявленные нарушения.
Заказчик в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1) В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Одним из объектов закупки является "Автогрейдер. КТРУ: 28.92.22.110-00000003. ОКПД 2:28.92.22.110".
Согласно доводу Заявителя, совокупность установленных Заказчиком значений характеристик, оставляет возможным к поставке только технику определенной модели и производителя. Основные требования Заказчика к закупаемой техники исключают к поставке любую технику кроме автогрейдера "DM-14/2 "Рыбинец"".
Комиссией установлено, что иная техника (автогрейдер), кроме автогрейдера "DM-14/2 "Рыбинец"", не соответствует по своим техническим характеристикам значениям, установленным Заказчиком в аукционной документации.
Заказчиком на заседании комиссии Управления не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие требованиям документации о закупке как минимум двух производителей.
В соответствии с письмами ФАС России от 20.09.21 г. N ПИ/79427/21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.21 г. описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
На участие в указанной закупке была подана три заявки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 7,89 %.
В действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
2) Согласно техническому заданию аукционной документации "Эксплуатационная масса, Тонна;^метрическая тонна (1000 кг)- не менее 15 и не более 18" применена заказчиком согласно коду КТРУ 28.92.22.110-00000003 и является обязательной для применения.
В описании объекта закупки имеется техническая характеристика "Масса эксплуатационная (с передним отвалом), т - не менее 16,3" (то есть без дополнительного навесного оборудования) - характеристика является уточняющей, связанна с потребностью Заказчика в наличии наибольшего сцепления и силы тяги на колесах и передачи части массы машины на нож, при работе в тяжелых условиях. Требование установлено в связи с особенностями проводимых работ Заказчиком, в том числе планирование и срезание грунтовых дорог в частном секторе города. Данный параметр входит в диапазон "не менее 15 и не более 18" тонн, что не противоречит технической характеристике "Эксплуатационная масса".
Запрос разъяснений положений документации в данной части не поступало.
Заявитель жалобы не представил доказательства, что данные характеристики товара создала препятствие для подачи заявки на участие в аукционе.
Данный довод признается необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТД "Гидроремсервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 ноября 2022 г. N 450-15075-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022