Резолютивная часть оглашена
03.11.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе (до и после перерыва):
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГКУ СО "Самарафармация" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Медицинская торговая компания" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: поставка аппаратов ультразвукового сканирования (извещение N 0142200001322010000; начальная (максимальная) цена контракта - 37 470 000,00 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Медицинская торговая компания" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки недобросовестно осуществлял свои обязательства по контракту, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
05.05.2022 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: поставка аппаратов ультразвукового сканирования.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.05.2022 г. N ИЭА N 1 победителем было признано ООО "Медицинская торговая компания".
30.05.2022 г. между ГКУ СО "Самарафармация" и ООО "Медицинская торговая компания" был заключен контракт на поставку медицинских изделий.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить на поставку медицинских изделий: Аппараты ультразвукового сканирования (код ОКПД 2 - 26.60.12.132) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателя, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Получателя, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
Согласно п. 1.3 указанного Контракта, Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) (далее - Место доставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту).
В соответствии с п. 5.1 Контракта, Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок 90 дней с даты заключения контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 2 статьи 523 ГК РФ установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании п. 12.3 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
14.10.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с информацией из ЕИС, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено 14.10.2022 г. Согласно данным из ЕИС, указанное решение было получено ООО "Медицинская торговая компания" 14.10.2022 г., следовательно, указанное решение вступило в законную силу 25.10.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как указал Заказчик в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, 15.09.2022 г. в адрес Заказчика поступило уведомление от Получателя (ГБУЗ "СОКОД") N 02-01-06/4789, согласно которому, по результатам проведенной экспертизы поставленного оборудования силами Получателя, установлено несоответствие технических характеристик оборудования условиям контракта, не позволяющие осуществить приемку оборудования. Заказчиком была проведена экспертиза привлеченной организацией ООО "ИТЦ "ВОЛГА". Согласно представленному экспертному заключению установлено:
- фактическое максимальное значение динамического диапазона системы, регистрируемое на экране не соответствует значению, указанному в Контракте;
- продольная и поперечная разрешающая способность конвексного датчика в В-режиме в рабочем диапазоне глубин сканирования не соответствует значению, указанному в Контракте;
- продольная и поперечная разрешающая способность линейного датчика в В-режиме в рабочем диапазоне глубин сканирования, не соответствует значению, указанному в Контракте;
- продольная разрешающая способность микроконвексного внутриполостного датчика в В-режиме, в рабочем диапазоне глубин сканирования, не соответствует значению, указанному в Контракте;
- объекты исследования находятся в неработоспособном состоянии в связи с тем, что при использовании функции эластографии не обеспечивается достоверность (корректность) значений измеряемых параметров. Данное обстоятельство приводит к невозможности использования данной функции по прямому назначению, те. в целях, для которых она должна использоваться, и, соответственно, аппаратов в целом.
ООО "Медицинская торговая компания" не согласилось с выводами, изложенными в экспертизе и пригласило Заказчика на проведение независимой экспертизы товара, о чем сообщило письмом от 24.10.2022 г. Заказчик на проведение экспертизы не явился. 31.10.2022 г. ООО "Медицинская торговая компания" получило результаты экспертизы, в которых было указано, что ни одна из установленных характеристик исследуемого оборудования не пересекает минимальный барьер "качества", установленный заказчиками извещением об электронном аукционе, по всем параметрам (характеристикам) система ультразвуковая соответствует требованиям, установленным контрактом, обеспечивает наличие всех параметров.
Заказчик также указал на то, что в ходе приемки товара было отмечено наличие заводского недостатка на линейном датчике, вместе с тем, указанный недостаток был исправлен ООО "Медицинская торговая компания".
Исходя из материалов дела, при наличии двух противоположных по результатам экспертиз у Комиссии Самарского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях ООО "Медицинская торговая компания" признаков уклонения от исполнения Контракта, которые толкуются в пользу участника закупки.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Кроме того, Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что ранее обращения о включении сведений об ООО "Медицинская торговая компания" в реестр недобросовестных поставщиков в Самарское УФАС России не направлялись. Также Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "Медицинская торговая компания" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием контрактов на основании Федерального закона N44-ФЗ, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
На основании вышесказанного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Медицинская торговая компания" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 ноября 2022 г. N РНП-63-408
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022