Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Калитина Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" - Половнёвой В.А.,
Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГРАНИТ" - Кондабаевой Е.О.,
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" (далее - Заказчик, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по МО") о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГРАНИТ" (далее - ООО ЧОП "ЦСН Гранит", Общество) в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
26.10.2022 в Мурманское УФАС России поступило обращение ФКУ "ЦХиСО УМВД России по МО" о включении сведений в отношении ООО ЧОП "ЦСН Гранит" (184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр-т Металлургов, д.7, ИНН 5107914969, КПП 510701001, директор Самусев Евгений Николаевич ИНН 519043419530) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объекта УМВД России по Мурманской области, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Трудовые Резервы, д. 11А (ИКЗ N221519000867851900100100130014321244) (далее - Контракт).
Обращение о включении сведений в отношении ООО ЧОП "ЦСН Гранит" в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 02 ноября 2022 г.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.
11.04.2022 по результатам электронного аукциона между Заказчиком и Обществом был заключён Контракт.
Согласно пункту 1.1 Контракта, в соответствии с настоящим контрактом Подрядчик обязуется выполнить Заказчику работы, указанные в пункте 1.2. настоящего контракта, в установленные контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять указанные работы и своевременно произвести их оплату на условиях настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, предметом настоящего контракта является выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте УМВД России по Мурманской области, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Трудовые Резервы, д. 11А (0840690049, ВР 244, ОКПД2 43.21.10.140) (далее - работы), в соответствии с Техническим заданием и Локальной сметой (Приложения NN 1 и 2 к настоящему контракту) и являющимися его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.3. Контракта, работы, являющиеся предметом настоящего контракта, должны быть выполнены Подрядчиком в течение 60 календарных дней с момента заключения государственного контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 Контракта регламентировано, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с неисполнением Обществом обязательств по Контракту, Заказчик 11.10.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и разметила его в единой информационной системе (далее - ЕИС). Надлежащая дата уведомления Поставщика - 11.10.2022.
Соответственно, 24.10.2022 - дата расторжения Контракта.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе направлено в адрес Мурманского УФАС России 26.10.2022.
В действиях Заказчика по расторжению контракта с ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении Общества в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, объективно учитывая все обстоятельства дела.
Как было указано ранее, между Заказчиком и ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" был заключен государственный контракт на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объекта УМВД России по Мурманской области, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Трудовые Резервы, д. 11А.
Регламентированным сроком выполнения работ являлось 10 июня 2022 года.
На указанную дату работы по Контракту Обществом выполнены не были.
Как следует из решения об одностороннем расторжении контракта, 12.07.2022 Подрядчику было направлено претензионное письмо N 15/1146 о предъявлении требования уплаты штрафа в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта. 09.09.2022 Подрядчику было повторно направлено претензионное письмо N15/1501 о предъявлении требования уплаты штрафа в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта.
12.09.2022 требование об уплате штрафа со стороны Подрядчика было исполнено, что подтверждается платежным поручением N358.
21.09.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено Гарантийное письмо N09-22/1 о том, что ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" гарантирует приступить к выполнению работ с 26.09.2022 г.
07.10.2022 года представителями Заказчика проведен осмотр объекта УМВД России но Мурманской области, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Трудовые Резервы, д.11А на предмет исполнения Подрядчиком обязательств по государственному контракту от 11.04.2022 N32.
По факту осмотра был составлен Акт о неисполнении обязательств по государственному контракту от 11.04.2022 N32 от 07.10.2022, согласно которому Подрядчиком не исполнены обязательства в соответствии с п. 1.1. Технического задания, а именно: полное неисполнение условий контракта в установленные сроки, просрочка сроков выполнения работ с 10.06.2022 года (3,4 и 5 этажи объекта УМВД России по Мурманской области не оборудованы датчиками пожарной сигнализации, отсутствуют кабельные трассы и приборы оповещения эвакуации в соответствии с проектно-сметной документацией).
ООО ЧОП "ЦСН Гранит" о проводимом осмотре уведомлен надлежащим образом, что подтверждается Уведомлением от 05.10.2022 года N15/1689, направленным на адрес электронной почты: granit-17@mail.ru, указанной в контракте. Подрядчик на осмотр не явился.
Таким образом, на 11.10.2022 Подрядчик к выполнению своих обязательств не приступил, работы по контракту не выполнил.
Следовательно, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества существенных нарушений условий Контракта.
На заседании Комиссии Мурманского УФАС России, Общество заявило об отсутствии в продаже Товара, указанного в локальной смете, что помешало осуществить выполнение работ по условиям Контракта. По словам представителя Общества, ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" в устном порядке предложило Заказчику заменить товар, указанный в локальной смете, на эквивалентный товар иного производителя. Заказчик не согласился на внесение изменений в заключенный контракт, т.к. внесение предлагаемых Обществом изменений не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Также, представитель ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" на заседании заявила, что Общество в устном порядке предлагало расторгнуть контракт по соглашению сторон. Однако Заказчик отказал Обществу в расторжении Контракта по соглашению сторон. При этом, документов, подтверждающих намерения расторгнуть контракт по обоюдному согласию в материалы дела не представлено.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При принятии решения Комиссия Мурманского УФАС России считает необходимым отметить, что участие Общества в Закупке является добровольным, в связи с чем, подавая заявку на участие в аукционе Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, Общество оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.
С момента размещения Заказчиком решения об одностороннем расторжении в ЕИС 11.10.2022 ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" не приняло какие-либо меры для исполнения Контракта.
Поставщик не представил каких-либо доказательств отсутствия Товара в продаже. Как следует из устных и письменных пояснений ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" им была приобретена часть Товара. В то же время, представленные платежные поручения не подтверждают закупку товара непосредственно по рассматриваемому контракту, так как даты проведения платежей находятся за сроками исполнения контракта.
Комиссией не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского Кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Мурманское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного Контракта, Общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию бюджетных средств, так как данный факт требует от Поставщика большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
На основании имеющихся на дату рассмотрения дела сведений и фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" и отсутствии намерения исполнить Контракт в соответствии с его условиями. При таких обстоятельствах сведения в отношении Поставщика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В связи с односторонним отказом Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" от исполнения государственного контракта на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объекта УМВД России по Мурманской области, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Трудовые Резервы, д. 11А. (ИКЗ N221519000867851900100100130014321244) включить сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГРАНИТ" (184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр-т Металлургов, д.7, ИНН 5107914969, КПП 510701001, директор Самусев Евгений Николаевич ИНН 519043419530) в реестр в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОП "ЦСН ГРАНИТ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 2 ноября 2022 г. N 051/06/104-614/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022