Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Меркатор Медика" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "СЕВЕРНАЯ БКПО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходного медицинского материала (гинекология) (изв. N 0356500006122000095),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500006122000095 ГБУЗ ПК "СЕВЕРНАЯ БКПО" проводился электронный аукцион на поставку расходного медицинского материала (гинекология).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.10.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 296 650,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.10.2022 г.
1. Заявитель полагает, что требованиям к поставляемому товару по позициям N 2, N3 Технического задания соответствует товар единственного производителя - ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА", а именно расширитель влагалищный "Дафина-Алайф", размер S, производства "Джиангсу Кангджин Медикал Инструмент Ко., Лтд", Китай, ФСЗ 2010/07388 или зеркало гинекологическое, размер S, производства "Цзяньсу Кайшоу Медикал Аппаратус Ко., Лтд.", Китай, ФСЗ 2011/09429 или расширитель влагалищный одноразовый стерильный "АЛАЙФ-ДАФИНА", размер S производства ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА", Россия, РЗН 2015/3074, а по позиции N 4 Технического задания соответствует товар единственного производителя - ДиаКлон.
Заказчик с доводом жалобы не согласен, в письменных пояснениях указав следующее. Наличие большего количества ступенек в фиксаторе зеркала и/или требование к типу фиксатора зеркала не является фактором, определяющим иное исполнение медицинского изделия, а является технической характеристикой, улучшающей степень и качество использования товара Заказчиком.
Заказчик также пояснил, что согласно письму Минфина России от 20.10.2017 г. N 24-02-08/70126 при исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара, характеристики которого являются улучшенными в сравнении с установленными в Контракте.
Заказчик также в подтверждение своей позиции указал, что позиции N 4 Технического задания соответствуют также товары таких производителей, как ЗАО "Медицинское предприятие Симург", ООО "Медицинские изделия", ООО "АЛАЙФ ДАФИНА" и иные зарубежные производители типа Suyun.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в отдельном файле - Техническое задание.
Согласно Техническому заданию к поставке требуется 3 позиции (п. 2, п. 3, п. 4 ТЗ) расширителя влагалищного (зеркало по Куско).
Заказчик в адрес Комиссии представил: регистрационное удостоверение от 31.08.2017 г. N РЗН 2015/2931 на медицинское изделие "набор гинекологический смотровой, одноразовый, стерильный - АЛАЙФ-ДАФИНА" по ТУ 9437-001-18696054-2014, выданное ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА" с приложением к регистрационному удостоверению; регистрационное удостоверение от 24.10.2016 г. N ФСР 2009/05394 на медицинское изделие "Зеркала влагалищные полимерные одноразового применения стерильные по Куско ЗВК "ДиаКлон" по ТУ 9398-001-18078209-2009, выданное ЗАО "ДиаКлон".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что из представленных регистрационных удостоверений не представляется возможным установить характеристики товара, на которые выданы представленные регистрационные удостоверения, а также соответствие данных товаров требованиям Технического задания.
С целью принятия объективного решения Комиссией были сделаны запросы:
- в адрес производителя расширителя влагалищного (зеркало по Куско) - ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА" (исх. N 12964/22 от 31.10.2022 г.);
- в адрес производителя расширителя влагалищного (зеркало по Куско) - ООО "Медицинские изделия" (исх. N 12963/22 от 31.10.2022 г.).
Комиссия отмечает, что ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА", являясь производителем расширителя влагалищного (зеркало по Куско), в ответе на запрос (вх. N 16553-ЭП/22 от 01.11.2022 г.) указало, следующее:
- "Расширитель влагалищный одноразовый (зеркало по Куско)", производимый Обществом, не соответствует позиции N 2 Технического задания (отличается размер расширителя S с длиной створок "Не менее 11,0 см", ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА" производит расширитель с длиной сворок - 10,8 см.);
- "Расширитель влагалищный одноразовый (зеркало по Куско)", производимый Обществом, не соответствует позиции N 3 Технического задания (отличается размер расширителя М с длиной створок "Не менее 11,7 см", ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА" производит расширитель с длиной сворок - 11,2 см.);
- Товары, соответствующие позиции N 4 ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА" не производятся.
Наличие товара как минимум двух производителей по позициям N 2,3,4 Технического задания не подтвердилось, в связи с отсутствием ответа ООО "Медицинские изделия" на момент принятия решения по жалобе.
Также Комиссия отмечает, что сведения о товаре, подходящем под требования Технического задания, иных производителей в адрес Комиссии направлено не было.
Кроме того, Заказчик запросов в адрес производителей необходимого товара относительно соответствия технических характеристик, производимого ими оборудования, требованиям Технического задания, не направлял.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие на рынке товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 102).
В силу п. 1 ПП РФ N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1 ПП РФ N 102), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2 ПП РФ N 102).
Согласно примечанию к перечню N 1 ПП РФ N 102 при применении перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В соответствии с примечанием к перечню N 2 ПП РФ N 102 при применении перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Кроме того, п. 2.2 ПП РФ N 102 устанавливает, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
В ходе анализа извещения и приложения к нему, Комиссия установила, что ограничения, предусмотренные в ПП РФ N 102, Заказчиком не установлены.
Код ОКПД2: 32.50.13.190, установленный Заказчиком в извещении, включен в перечень N 1 отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП РФ N 102.
Коду ОКПД2 - 32.50.13.190 соответствуют следующие виды медицинских изделий: боры зубные твердосплавные; головки стоматологические алмазные, в том числе фасонные; емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты; зеркала гинекологические полимерные по Куско; зонды урогенитальные; иглодержатели микрохирургические; инструменты вспомогательные; инструменты зондирующие, бужирующие; инструменты многоповерхностного воздействия; инструменты оттесняющие; инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой; каналонаполнители; микромоторы пневматические для наконечников стоматологических; модули медицинские климатизированные (чистое помещение); наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные; наконечники для микромоторов; наконечники стоматологические турбинные; ножницы микрохирургические; пинцеты микрохирургические; пульпоэкстракторы; фрезы зуботехнические.
Вместе с тем, как указано выше условием применения ПП РФ N 102 является ОКПД2, а также наименование вида медицинского изделия, в результате анализа Технического задания Комиссия пришла к выводу, что данные условия не соблюдаются.
Следовательно, действие ПП РФ N 102 на объект данной закупки не распространяется, соответственно, Заказчик правомерно не установил требование в соответствии с положениями ПП РФ N 102.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меркатор Медика" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходного медицинского материала (гинекология) (изв. N 0356500006122000095) обоснованной в части установления требований к поставляемому товару ограничивающих количество участников закупки (позиции N 2,3,4 ТЗ).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленныое в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 ноября 2022 г. N 16197/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022