Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТехЭксперт" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оплату услуг оценочным организациям (изв. N 0156100009321000077),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100009321000077 Заказчиком проводился электронный аукцион на оплату услуг оценочным организациям. Начальная (максимальная) цена контракта - 900 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 27.10.2022 N 12885/22) рассмотрение обращения было назначено на 01.11.2022 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 03.11.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
10.01.2022 г. между Заказчиком и ООО "ТехЭксперт" заключен контракт N 249/21 на оказание услуг по оценке арестованного движимого и недвижимого имущества на сумму 900 000,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, указанных в Контракте, 11.10.2022 г. Заказчиком было принято, а 12.10.2022 г. размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется по поручению Заказчика оказывать ему услуги по оценке арестованного движимого и недвижимого имущества (далее - объект оценки) юридических и физических лиц на территории г. Перми и Пермского края, подлежащего реализации в рамках исполнительного производства, с определением его рыночной стоимости, по месту его нахождения и сдавать Заказчику результат оказанных услуг.
3.1. Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента заключения контракта по 31.12.2022 г. и действует до момента исполнения ими всех принятых на себя обязательств, предусмотренных Контрактом и (или) законодательством Российской Федерации. Период оказания услуг с 01.01.2022 по 31.12.2022 г.
4.1. Исполнитель обязан:
4.1.3. Своевременно и качественно в течение установленного Контрактом срока оказывать услуги, предусмотренные в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с условиями Контракта, аукционным заданием (технической частью) и требованиями законодательства Российской Федерации (СП, ГОСТ, ТУ, ПУЭ, МДС, СНиП и.т.д.), в том числе требованиями, предъявляемыми к работам данного вида, и передать их результат Заказчику. Исполнитель предоставляет Заказчику сертификаты соответствия на все виды услуг, которые подлежат сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4. Заказчик вправе:
4.4.2. Беспрепятственно осуществлять контроль за ходом и качеством оказания услуг, указанных в пункте 1.1 Контракта, соблюдением сроков их выполнения, качеством используемых Исполнителем материалов, не вмешиваясь при этом в его оперативно-хозяйственную деятельность.
Запрашивать и получать от Исполнителя сведения о ходе исполнения Контракта и дополнительного соглашения.
4.4.3. Требовать от Исполнителя своевременного и качественного оказания услуг, указанных в пункте 1.1 Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.7. Заказчик обязан принять решение об одностороннем внесудебном отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным документацией об аукционе требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником аукциона.
7.3. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним внесудебным отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 12.10.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.10.2022 г. Информация об ООО "ТехЭксперт" направлена в адрес Пермского УФАС России 27.10.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Исполнитель, в нарушении п. 1.1. Контракта, взятые на себя обязательства не исполняет с 09.08.2022 г.
09.08.2022 г - Общество направило в адрес Заказчика решение об одностороннем расторжении Контракта.
Комиссия отмечает, что ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, указанное решение Общества в ЕИС размещено не было, соответственно, Заказчик не был уведомлен надлежащим образом, следовательно, данное решение Общества не вступило в законную силу и не повлекло расторжение Контракта.
12.08.2022 г. - Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо, в котором сообщил, что 04.08.2022 г. был расторгнут трудовой договор с оценщиком недвижимого имущества, в результате на данный момент в штате Общества отсутствует оценщик недвижимого имущества. В связи с чем Общество просило внести изменения в Контракт.
18.08.2022 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо (исх. N59902/22/1715734-СН от 18.08.2022 г.), в котором указано, что Исполнитель не представил 23 оценочных отчета, сроки по которым истекли. В связи с чем, Заказчик требует представить 23 оценочных отчета не позднее 25.08.2022 г.
23.08.2022 г. - Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 2 от 23.08.2022 г.), в котором пояснил, что по состоянию на 18.08.2022 г., действительно, не представлено 23 оценочных отчета, 20 из которых об оценке недвижимого имущества и 3 отчета об оценке движимого имущества. В связи с отсутствием в штате Общества оценщика недвижимого имущества, Исполнитель готов предоставить оценочные отчеты по определению рыночной стоимости движимого имущества.
01.09.2022 г. - Заказчик в адрес Исполнителя направило требование (исх. N 59902/22/1914243-СН от 01.09.2022 г.) об оплате штрафа.
15.09.2022 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию (исх. N 59902/22/2110965-СН от 15.09.2022 г.) об оплате неустойки в связи с нарушением срока оказания услуг.
Комиссия отмечает, что Общество отказалось представлять сведения об увольнении сотрудника, ответственного за оценку недвижимого имущества, кроме того, доказательств отсутствия в штате с 04.08.2022 г. иных сотрудников, способных осуществлять оценку недвижимого имущества, либо доказательств принятия мер, направленных на исполнение обязательств по контракту в адрес Комиссии также не представлено.
Доказательства того, что Обществом предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Исполнителем нарушены условия исполнения Контракта.
Своими действиями ООО "ТехЭксперт" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, заключая Контракт, Исполнитель принял на себя обязательства добросовестно выполнить условия Контракта.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "ТехЭксперт" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие Исполнителя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Исполнителе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "ТехЭксперт" (618400, Пермский край, г. Березники, ул. Металлистов, д. 1, оф. 9, ИНН 5911077568) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "ТехЭксперт" Посновой Ольге Николаевне (591112639983) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "ТехЭксперт", о генеральном директоре ООО "ТехЭксперт" Посновой Ольге Николаевне (591112639983) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "ТехЭксперт", о генеральном директоре ООО "ТехЭксперт" Посновой Ольге Николаевне (591112639983) из реестра недобросовестных поставщиков считать 18.10.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-468 от 03.11.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-468 от 03.11.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III раздеты) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
25.10.2022 |
28.10.2022 |
27.10.2022 |
- |
27.10.2022 |
03.11.2022 |
03.11.2022 |
- |
09.11.2022 |
09.11.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 ноября 2022 г. N РНП-59-468
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022