Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - А.А. Кириллова - начальник отдела, О.В. Рогова - старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - МКУ "Центр закупок, предпринимательства, обеспечения деятельности ОМС" (далее- заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание охранных услуг" (далее - открытый конкурс), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение 0819300038022000221, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении закупки требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованию части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы было назначено на 03.11.2022 года в 12 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель подателя жалобы, должным образом подтвердивший свои полномочия, представитель заказчика своего участия в рассмотрении не обеспечил.
В связи с запросом дополнительной информации, Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 14 часов 10 минут 07.11.2022 года. После перерыва на заседании Комиссии присутствовал представитель подателя жалобы, а также представитель заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, в извещения о проведении закупки заказчик незаконно установил требование о том, что в составе труппы быстрого реагирования (далее -ГВР) должно быть не менее 3 (трех) охранников.
В своих пояснениях заказчик с доводами жалобы не согласился, указал, что положения извещения составлены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Оказание охранных услуг".
Анализ положений извещения о проведении закупки также позволил Комиссии прийти к выводу, что объектом закупки являются услуги по охране объекта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Деятельность частных охранных организаций в РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 2487-1).
Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона РФ 2487-1 являются:
1) Защита жизни и здоровья граждан;
2) Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о контрактной системе.
Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением N 498 (далее - Положение) имеет свои лицензионные требования.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены следующие требования к исполнителю: Наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности (в соответствии с п.32 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральным законом от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") с приложением к лицензии на осуществление охранной деятельности с разрешенными видами услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Наличие у Исполнителя дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы (подпункт "б" пункта 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 г. N 498).
Согласно пункту 7 Описании объекта закупки указано: "В составе группы быстрого реагирования (ГБР), пребывающей по сигналу "Тревога" должно быть не менее 3 (трех) сотрудников Исполнителя (в соответствии с ГОСТ Р 59044-2020)". Пунктом 5.2 ГОСТа Р 59044-2020 определен минимальный состав охранников дежурной группы немедленного реагирования - не менее чем из двух охранников.
Комиссия не установила факт существования правовых норм, из которых бы следовало, что определение количественного состава ГБР является исключительно компетенцией организации, оказывающей охранные услуги.
При отсутствии таких норм невозможно прийти к выводу, что заказчики неправомочны осуществлять закупки, в которые включены услуги ГБР в том количественном составе, который соответствует объективной потребности заказчика (основанной на действительной, обоснованной нужде) и при условии, что стоимость таких услуг была учтена заказчиками при определении НМЦК.
Указанный вывод Комиссия, учитывая отсутствие вышеуказанных законодательных норм, коррелирует с многочисленной судебной и контрольной практикой, из которой следует, что заказчики вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании объекта закупки заказчики вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым услугам, товарам, работам.
При этом ссылка подателя жалобы на ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны" в рамках рассматриваемой закупки не является состоятельной, поскольку из предисловия к такому национальному стандарту следует, что его правила применения установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Из части 1 статьи 26 указанного закона следует, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом Комиссией не установлен факт наличия и подателем жалобы не представлены при рассмотрении жалобы доказательства, что законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательность применения ГОСТ Р 59044-2020 либо, что заказчик устанавливает в конкурсной документации требование о необходимости соответствия закупаемых услуг указанному национальному стандарту.
Также Комиссия отмечает, что требование к количественному составу ГБР в рамках рассматриваемой закупки не является требованием к участнику закупки о наличии у него трудовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, поскольку заказчик не требует от участников закупки подтверждения достаточности количества трудовых и иных ресурсов, необходимых для оказания таких услуг.
Кроме того, учитывая тот факт, что законодатель в настоящее время не предусмотрел, что определение количества сотрудников ГБР является компетенцией охранной организации, Комиссия не может прийти к выводу, что требование заказчика к количественному составу ГБР является вмешательством в хозяйственную деятельность подателя жалобы.
В связи с чем, Комиссия приходит к мнению, что требование относительно количества сотрудников входящих в состав ГБР, установлено заказчиком в наибольшей степени удовлетворяющим его потребности, является обоснованным и крайне необходимым для заказчика.
Ввиду чего, Комиссия не может прийти к выводу о нарушениях в действиях заказчика и об обоснованности довода жалобы.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова О.В. т.(391)211-01-44
МКУ "Центр закупок ,предпринимательства,
обеспечения деятельности ОМС"
г. Зеленогорск ул. Мира, д. 15, г. Зеленогорск,
Красноярский край, 663690
centr-zakupok@mail.ru
ООО ЧОО "Илир"
ул. Свердловская, д. 141, пом. 182,
г. Красноярск, 660006
pravo@sibilir.com
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж,
помещение 1, , г. Москва
ko@rts-tender.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 октября 2022 г. N 024/06/106-2921/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022