Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии:
От общества - на основании доверенности Nб/н от 26.10.2022 Трошин Д.В.
От Заказчика - представитель не явился.
От Уполномоченного органа - представитель не явился.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (ИНН 6501308622) на действия котировочной комиссии Муниципального казённого учреждения: "Центр муниципальных закупок Муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518009370) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозных объектов производственного назначения"" (извещение N 0861600001522000160) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
26.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при рассмотрении вторых частей заявок. При этом в своей жалобе Заявитель, как и его представители на заседании Комиссии указывают на несогласие с признанием заявки Общества несоответствующей требованиям документации, поскольку считают, что ими представлена выписка СРО которая соответствовала требованиям документации об аукционе.
Уполномоченный орган представил письменные пояснения по существу доводов жалобы, согласно которым, считают, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе, так как на момент подачи заявки у Общества имелось заключенных договоров на общую сумму 83 173 414 рублей 15 копеек, а уровень ответственности по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров - первый, не превышающий 60 000 000 рублей.
Уведомлением - требованием N 05-1557эл от 27.10.2022 рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 01.11.2022 в 11 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителя общества, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
07.10.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозных объектов производственного назначения"" (извещение N 0861600001522000160).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 145 448,58 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пп. "н" п.1 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом
В соответствии с пп. "а" п.1 ч.3 ст. 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
07.10.2022 года Муниципальным казенным учреждением "Центр муниципальных закупок Муниципального образования "Южно-Курильский городской округ"" размещена закупка N 0861600001522000160 по объекту: "Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозных объектов производственного назначения".
К участникам закупок предъявлены требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: В соответствии со ст.55.31 ГрК РФ к участнику закупки предъявляется следующее требование:
-членство в саморегулируемой организации в области строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
с соблюдением следующего условия:
-совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
-членом саморегулируемой организации должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере, соответствующем определенному уровню ответственности, достаточном для заключения контракта по результатам данной закупки.
Подрядчик самостоятельно несет ответственность за соблюдением действующих правил и требований в области саморегулирования.
Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в ч. 6. ст.55.31 "Градостроительного кодекса Российской Федерации". Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, или копии таких документов: - выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, по форме в соответствии с ч.5 ст. 55.17 ГрК РФ с соблюдением следующего условия:
-совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
-членом саморегулируемой организации должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере, соответствующем определенному уровню ответственности, достаточном для заключения контракта по результатам данной закупки.
Подрядчик самостоятельно несет ответственность за соблюдением действующих правил и требований в области саморегулирования.
Как следует из пояснений представителя общества (заявитель), 18.10.2022 года ООО "Вертикаль" подана заявка на участие в закупки N 0861600001522000160 в состав которой были представлены документы в том числе, выписка из реестра членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах.
24.10.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0861600001522000160 согласно которому заявка ООО "Вертикаль" (идентификационный номер заявки 26) отклонена на основании п. 3. ч. 12. ст. 48 Закона о контрактной системе, а именно (Участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установленным в извещении об осуществлении закупки а именно условию, согласно которому совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Согласно сведениям реестра членов СРО (сайт НОСТРОЙ), фактический совокупный размер обязательств участника (в рублях) составляет 83 173 414 рубля 15 коп. Уровень ответственности (размер обязательств по договорам с использованием конкурентных способов заключения договоров) составляет 60 000 000 рублей (первый уровень). Таким образом, фактический совокупный размер обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов превышает уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств).
На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что по состоянию на 18.10.2022 года (дата подачи заявки на участие в закупки) у ООО "Вертикаль" в Единой информационной системе закупок не исполненными являются обязательства по закупке (реестровый номер Контракт) N 3650129452122000060 на сумму 39 368 861 (тридцать девять миллионов триста шестьдесят восемь тысяч восемьсот шестьдесят один) рубль 82 копейки, т.е. совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов не превышает уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Достоверную информацию члены комиссии могли получить, только путем проведения всестороннего и полного изучения официального сайта Ассоциации "НОСТРОЙ" и Единой информационной системы в сфере закупок.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав заявку Общества, в частности на соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, пришла к выводу, что у котировочной комиссии не имелось оснований признавать заявку ООО "Вертикаль" несоответствующей требованиям установленным извещением запроса котировок по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Градостроительным кодексом, Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", Приказом Минстроя России от 10 апреля 2017 г. N 700/пр, установлен четкий порядок и правила контроля за членами СРО, в том числе по определению совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда заключенных конкурентным способом.
Из совокупного толкования норм указанного выше законодательства можно сделать вывод, что контроль за деятельностью своих членов осуществляет саморегулируемая организация. Также при несоответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя установленным требованиям, его право принимать участие в заключении новых договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров согласно части 8 статьи 55.8 Кодекса ограничивается.
Кроме того, информация об ограничении указанного права отражается в реестре членов саморегулируемой организации, обязанность по ведению которого саморегулируемой организацией, предусмотрена статьей 55.17 ГрК РФ.
На котировочную комиссию не возложены функции по контролю членов СРО, в том числе по определению совокупного размера обязательств по указанным договорам. Следовательно, котировочная комиссия не вправе подменять саморегулируемую организацию в вопросе определения совокупного размера обязательств по договорам подряда заключенных конкурентным способом.
Таким образом, котировочная комиссия может недостоверно (ошибочно) произвести оценку совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда заключенных конкурентным способом.
Кроме того, на заседание Комиссии заказчик и уполномоченный орган не представили доказательств, что котировочной комиссией проводился всесторонний анализ совокупного размера обязательств Общества по договорам подряда.
Решение котировочной комиссии основано на формальной констатации факта совокупного размер обязательств участника, без должной проверки и достоверных данных, указывающих на превышение Обществом совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда заключенных конкурентным способом.
В этой связи Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что на момент оценки заявки котировочная комиссия не смогла достоверно установить тот факт, что участник закупки не соответствовал требованиям, установленным извещением запроса котировок.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества ограниченной ответственностью "Вертикаль" (ИНН 6501308622) на действия котировочной комиссии Муниципального казённого учреждения: "Центр муниципальных закупок Муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518009370) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозных объектов производственного назначения"" (извещение N 0861600001522000160) - обоснованной.
2. Признать котировочную комиссию - Муниципального казённого учреждения: "Центр муниципальных закупок Муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518009370) нарушившей положения п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу (котировочной комиссии) - Муниципальному казённому учреждению: "Центр муниципальных закупок Муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518009370) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: А.А. Капчикаев
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2022 г. N 065/06/106-649/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022