Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от уполномоченного органа - Баженова О.В.;
от Заказчика - Косинцева А.Н., Реутова М.А.;
от Заявителя - Воленко М.А.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югсмартпроект" (ИНН 0262034984) на положение извещения - утвержденное Государственным казенным учреждением Сахалинской области "Центр региональной цифровой трансформации" (ИНН 6501233462) при проведении электронного аукциона форме по объекту: "Поставка камер видеонаблюдения" (извещение N 0361200015022005657) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
27.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, которым допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N 05-1556 эл от 27.10.2022 назначено на 01.11.2022 в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, Заказчиком не был установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
18.10.2022 года ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - Учреждение) размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: "Поставка камер видеонаблюдения" (извещение N 0361200015022005657).
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 867 712,00 рублей.
Дата окончания подачи заявок 28.10.2022 в 09:00.
По окончании срока подачи заявок подано три заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0361200015022005657, победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным N 112871910, с ценовым предложением 4078059,84 руб. (Четыре миллиона семьдесят восемь тысяч пятьдесят девять рублей 84 копейки).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1236 установлен запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Заявитель указывает, что наличие технических характеристик, используемых заказчиком при описании видеокамер, невозможны без встроенного программного обеспечения. Например, Характеристика HD-формат Full HD 1080p. Любая цифровая камера видеонаблюдения в своем составе имеет вычислительное устройство (процессор), производит первичную обработку видеосигнала: корректирует яркость, цветность, контрастность изображения, а также улучшение видеосигнала: цифровое шумоподавление, компенсацию встречной засветки, компенсацию теней по краям кадр, автоматическое регулировку освещенности и усиления сигнала, сжатие аудио- и видео-потока. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) - служит для хранения временных данных, и данных, с которыми в текущий момент работает устройство. Так же, IP-камеры имеют видеобуфер, это часть ОЗУ, зарезервированная для записи и временного хранения видеокадров. Информация в видеобуфере обновляется циклически, то есть, новый кадр записывается вместо самого старого. Постоянное запоминающее устройство (BIOS, SD-карты и др), отвечающее за хранение и функционирование программного обеспечения камеры, а так же в случае необходимости- хранение обработанного видеоизображения и аудиоданных. Устройство ввода (объектив+сенсор, микрофон, тревожный вход). Отвечает за ввод визуальной и звуковой информации, а так же сигналов от других устройств (например датчиков движения, датчики СКУД и других охранных систем). Устройство вывода, в частности тревожный выход, передающее управляющий сигнал в охранную систему, а так же оцифрованный обработанный видео- и аудиопоток для его дальнейшей записи в систему хранения данных и ее дальнейшее отображения на экране оператора системы безопасности. Система питания. В зависимости от параметров напряжения подаваемого питания (РОЕ 48 Вольт или Адаптер 12 вольт) отвечает за электроснабжение всех устройств камеры. Таким образом, предопределённой задачей цифровой камеры видеонаблюдения является захват видеоизображения и звука, их оцифровка, обработка полученного видеосигнала, его программная обработка (яркость, контрастность, упаковка), осуществление постоянного хранения и его передача в цифровом виде для дальнейшего отображения или хранения, а так же в случае возникновения тревожных ситуаций передача сигнала системе контроля и управления безопасностью.
Заказчиком в ТЗ не установлены требования к ПО и его характеристикам, целью закупки является - поставка камер видеонаблюдения.
Позиция ОКПД 26.70.13.000, КТРУ 26.70.13.000-00000004 Камера видеонаблюдения не содержит в своем составе характеристик товара описывающих характеристики программного обеспечения в оборудовании камера видеонаблюдения.
Согласно сведениям единой информационной системы позиция КТРУ 26.70.13.000-00000004 "Камера видеонаблюдения" не содержит в себе требование или наличия ПО в составе объекта закупки, поскольку заказчик в ТЗ не устанавливает требование к наличию ПО, характеристики, указанные в КТРУ, заказчиком при описании объекта закупки применены правильно.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Отсутствие ПО в составе описания объекта закупки также подтверждается разъяснением положений извещения, согласно которому требования к ПО в ТЗ не сформированы.
Довод Заявителя о том, что необходимо в Извещении устанавливать запрет на ПО в составе объекта закупки, предусмотренный постановлением 1236, безосновательный и в процессе рассмотрения не нашел своего подтверждения.
Изучив представленную информацию, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югсмартпроект" (ИНН 0262034984) на положение извещения - утвержденное Государственным казенным учреждением Сахалинской области ''Центр региональной цифровой трансформации'' (ИНН 6501233462) при проведении электронного аукциона форме по объекту: "Поставка камер видеонаблюдения" (извещение N 0361200015022005657) - необоснованной.
Председатель комиссии: К.В. Солонин
Члены комиссии: А.А. Капчикаев
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2022 г. N 065/06/106-648/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022