Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
при участии представителя бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10":
- Мануковской Ольги Васильевны (доверенность от 18.01.2022 года N1/09-163),
при участии представителя ООО "ЛАБТЕХБИО":
- Андреевой Анны Александровны (доверенность от 28.10.2022 года),
рассмотрев обращение бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЛАБТЕХБИО" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку кассет гистологических (номер извещения 0131200001022011192),
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) приняло к рассмотрению обращение бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЛАБТЕХБИО" (далее - Общество, Участник закупки) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку кассет гистологических (номер извещения 0131200001022011192).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующему выводу.
10.10.2022 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кассет гистологических (номер извещения 0131200001022011192).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет 235 000,00 рублей.
В соответствии с Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2022 NИЗК1, победителем признано ООО "ЛАБТЕХБИО", так как на участие в аукционе подана единственная заявка.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, перечисленных в части 6 статьи 50 закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Руководствуясь вышеуказанной нормой, Заказчиком 20.10.2022 года в 16:26 (МСК) года размещен документ "Проект контракта".
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 50 Закона о контрактной системе;
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей; б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Таким образом, с учётом пункта 2 части 5 статьи 50 Закона о контрактной системе, крайний срок подписания контракта со стороны ООО "ЛАБТЕХБИО" приходился на 21.10.2022 года 23:59:59 (МСК).
Вместе с тем, в установленный Законом о контрактной системе срок, ООО "ЛАБТЕХБИО" не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, 24.10.2022 года заказчиком сформирован и размещён Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.10.2022 NППУ20_1.
Согласно пояснениям представителя ООО "ЛАБТЕХБИО", факт неисполнения обязательств по подписанию контракта, допущен Обществом по причинам, предвидеть, своевременно предотвратить которые возможности не было, так как Общество доверилось компетентности привлеченного специалиста.
Так, исходя из предоставленных на заседание Комиссии пояснений, Привлеченный специалист ООО "ЛАБТЕХБИО" не подписал контракт, по причине неисправности ноутбука, которая была устранена лишь 21.10.2022 года, более того, специалист не поставил в известность руководство ООО "ЛАБТЕХБИО" о возникших сложностях.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России к данным пояснения и предоставленным доказательствам относится критически ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, в силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, Участник, достигнувший конечной цели участия в торгах, а именно выиграв их, не может ссылаться на вину своих сотрудников, а также данное действие, не может расцениваться Комиссией Воронежского УФАС России, как обстоятельство непреодолимой силы.
Кроме того, юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Непреодолимость представляет собой явление, которое невозможно преодолеть, которому невозможно противостоять при конкретных обстоятельствах.
Вместе с тем, поломка компьютера не обладает вышеуказанными признаками непреодолимой силы, поскольку обслуживание компьютерной техники для работы на электронной площадке является обычным условием хозяйственной деятельности лица, участвующего в электронных процедурах. Кроме того, ООО "ЛАБТЕХБИО" имело возможность для преодоления возникшей поломки компьютера, в том числе путем его ремонта в кратчайшие сроки, настройки программного обеспечения на иных компьютерах и т.п.
В соответствии пунктом 14 Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссией Воронежского УФАС России при рассмотрении настоящего обращения не выявлены обстоятельства, предусмотренные подпунктом в) пункта 14 Постановления N1078.
Однако, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание тот факт, что ООО "ЛАБТЕХБИО" приобрело по счёту от 14.10.2022 года следующие товары для реализации контракта: Кассета для проводки и заливки образцов ткани гистологическая (голубая), Кассета для проводки и заливки образцов ткани гистологическая (кофейная), Кассета для проводки и заливки образцов ткани гистологическая (лайм).
А также учитывает позицию Заказчика, согласно которой учреждение претензий к ООО "ЛАБТЕХБИО" не имеет и готово заключить с ним контракт, ввиду острой потребности в закупаемом товаре и единственной заявкой на участие в запросе котировок.
На вопрос Комиссии Воронежского УФАС России о том, готово ли подписать контракт ООО "ЛАБТЕХБИО" с Заказчиком, представитель пояснил, что Общество не уклоняется от заключения контракта, готово его подписать в любое время и исполнить взятые обязательства по контракту.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЛАБТЕХБИО" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку кассет гистологических (номер извещения 0131200001022011192).
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" обеспечить техническую возможность по заключению контракта между бюджетным учреждением здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" и ООО "ЛАБТЕХБИО" по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку кассет гистологических (номер извещения 0131200001022011192).
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 31 октября 2022 г. N 036/06/104-1209/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022