Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский тендер" (далее - заявитель, общество, ООО "Сибирский тендер") на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Партизанская, д. 198" (Реестровый номер 22.33.2168)" (извещение N 0152200004722002124) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022);
заказчика - "_" (доверенность N 55 от 08.11.2022), "_" (доверенность N 5 от 13.01.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 10743-ЭП/22 от 01.11.2022) жалоба заявителя на действия положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 24.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722002124 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 552842608,06 руб.
02.11.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установлено следующее.
Дословно в жалобе было указано: "В Извещении Заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО, при этом подтверждением соответствия такому требованию Заказчиком в Требованиях к содержанию и составу заявки (Приложение 1 к настоящей жалобе) установлена необходимость предоставления выписки из реестра членов СРО.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие "выписка из реестра членов саморегулируемой организации", а так же исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022. Таким образом, у участника закупки отсутствует возможность получить и предоставить в составе заявки Выписку СРО Строителей, т.к. СРО данную выписку не предоставляют.
Также Заказчиком установлено, что участник закупки в составе заявки должен предоставить документ, содержащий сведения, предоставленные в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ. При этом Заказчик не устанавливает какой именно документ должен быть предоставлен.
Не допускается установления требования к подтверждающему документу и подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не должен предоставляться. Заказчик обязан самостоятельно проверять наличие сведений об участнике закупки в реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Подтверждением является совместное Письмо Минфина и Минстроя России от 03.10.2022 г (Приложение 3 к настоящей жалобе).
Заказчиком в Извещении установлена Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.11.2022 г.
Таким образом, ближайшая дата заключения контракта - 18.11.2022 г.
В Графике выполнения работ (Приложение 2 к контракту) Заказчиком установлено: подписание Сторонами акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта - не позднее 10 дней с даты заключения контракта. Таким образом, Подрядчик фактически может приступить к выполнению работ 28.11.2022 г.
Исходя из вышесказанного, Подрядчик обязан за 22 календарных дня выполнить весь объем работ, предусмотренный первым этапом. Выполнить в течении 22 календарных дней 67,7785 % всего объема работ на сумму 374 708 225,45 рублей не представляется возможным.
Таким образом, Заказчиком установлено неисполнимое условие по срокам выполнения работ.
Подробный расчет по нормативным затратам труда рабочих и машинистов, чел/час, на все работы первого этапа, подтверждающий невозможность выполнения работ в указанный срок будет предоставлен на заседании комиссии контролирующего органа".
Признавая доводы жалобы необоснованными, Комиссия руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих реальность своих намерений на участие в спорной закупке, способности выполнить закупаемые работы, являющиеся предметом закупки.
Кроме того, Комиссия полагает, что права и законные интересы ООО "Сибирский тендер" при осуществлении данной закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 552842608,06 руб. не могут быть нарушены, так как общество не могло участвовать в обжалуемой закупке (не могло выполнять закупаемые работы), поскольку не обладает специальной правоспособностью (не является членом соответствующей саморегулируемой организации) и достаточным опытом выполнения работ.
В данной части Комиссия также отмечает, что ООО "Сибирский тендер" злоупотребляет своим правом на подачу жалобы, так как фактически не может являться участником данной закупки.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона о контрактной системе).
4.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
С учетом указанных требований, а также иных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих рассматриваемые правоотношения, размера начальной (максимальной) цены контракта извещением об осуществлении закупки было установлено следующее единое требование к участникам: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: Требуется членство саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам должен соответствовать частям 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Комиссия отмечает, что документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть таким законодательством не предусмотрены, в связи с чем подтверждающие документы устанавливаются в извещении об осуществлении закупки и, соответственно, представляются в заявке на участие в закупке, если такие документы предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статьей 55.17 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, в настоящее время, законодателем исключена обязанность саморегулируемой организации предоставлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Кроме того, Градостроительным кодексом Российской Федерации императивно установлены положения о размещении сведений о членах саморегулируемых организаций в сети "Интернет" и их доступности.
С учетом изложенного, Комиссия полагает, что наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Следовательно, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется (аналогичная позиция высказана в совместном письме Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022).
Вместе с тем в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе уполномоченным органом установлено следующее требование к содержанию заявок участником закупки: "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Требуется
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 года N 86, или копия такой выписки
и/или
- документ содержащий сведения, предоставленные в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ".
Доводы уполномоченного органа, изложенные в пояснениях (вх. N 11014-ЭП/22 от 09.11.2022), Комиссия отклоняются, так как установленное требование к содержанию заявок императивно обязывает участников закупок представлять соответствующие документы. При этом, их непредставление будет служить формальным поводом для отклонения заявок, что не соответствует вышеприведенным положениям законодательства.
4.2. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Извещением об осуществлении закупки установлено: "Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта: 29.12.2023".
Извещением об осуществлении закупки также предусмотрены этапы исполнения контракта. Комиссия отмечает, что согласно Графику выполнения работ (приложение N 2 к проекту контракта) первый этап предполагает выполнение работ на сумму 374708225.45 руб. (то есть 67,8 % от общего объема работ) в срок с даты заключения контракта (с учетом сроков проведения конкурентной процедуры - не ранее 18.11.2022) по 20.12.2022.
Указанное с учетом сроков подписания сторонами акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта (не позднее 10 дней с даты заключения контракта), видов и объемов работ, подлежащих выполнению их процентной доли от общего объема работ, по мнению Комиссии, свидетельствует об установлении заведомо неисполнимых сроков выполнения работ отдельного этапа исполнения контракта, что ведет к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком не представлено надлежащего обоснования разумности установления указанного срока, а равно доказательств, подтверждающих возможность выполнения работ в рамках первого этапа исполнения контракта в установленный срок.
Следует особо отметить, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения подрядчика электронный аукцион признан несостоявшимся, так как на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подана ни одна заявка. Более того, из пояснений заказчика (вх. N 11023-ЭП/22 от 09.11.2022) следует, что на протяжении 2022 года закупка с данным предметом размещалась 5 раз.
Представителем заказчика в рамках заседания Комиссии фактически подтверждено, что в установленный срок выполнить работы по первому этапу не представляется возможным.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский тендер" на действия Главного управления контрактной системы Омской области, бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Партизанская, д. 198" (Реестровый номер 22.33.2168)" (извещение N 0152200004722002124).
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" нарушение пункта части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся.
5. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 ноября 2022 г. N 055/06/42-887/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022