рассмотрев материалы дела N7-3/687 по обращению Государственное учреждение - ГУ ХРО ФСС РФ (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057/ КПП 332901001), а также о директоре/учредителе общества - Чувилине Илье Станиславовича (ИНН 332714210533) в связи с односторонним отказом от контракта от 27.06.2022 N477 на выполнение работ по ремонту протезно-ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) для обеспечения инвалида в 2022 году по итогам электронного аукциона N0222100000222000135 и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки ООО "МеталлЭксперт"
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Государственный контракт от 27.06.2022 N477 на выполнение работ по ремонту протезно-ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) для обеспечения инвалида в 2022 году между ГУ ХРО ФСС РФ и ООО "МеталлЭксперт" заключен по результатам проведения электронного аукциона (извещение N0222100000222000135).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 895 808,78 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта исполнитель по заданию Государственного заказчика обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, выполнить работы по ремонту протезно-ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) (далее - Изделие) для обеспечения инвалида (далее - Получатель) в 2022 году по направлению государственного заказчика.
Согласно п. 1.2 контракта государственный заказчик обязуется обеспечить оплату надлежащим образом исполненных обязательств, предусмотренных п. 1.1. в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Государственным контрактом.
Стоимость и наименование работ, техническое задание определены в Приложении N1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Государственного контракта (п. 1.3 контракта).
Место выполнения работ: по месту нахождения Исполнителя, Российская Федерация, Владимирская область, г. Владимир, ул. Погодина, дом 5г этаж 2, офис 10. Прием заказов, примерка, подгонка, выдача изделия должны осуществляться в пункте, организованном исполнителем в городе Хабаровске Хабаровского края Российской Федерации. Срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта и по 01.11.2022 года (п. 1.4, 1.5 контракта).
Пунктом 2.1 контракта установлено, что цена государственного контракта составляет 837 581,13 (восемьсот тридцать семь тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль 13 копеек, НДС не облагается. Объем работ по Государственному контракту составляет - ремонт 1 изделия, указанного в Приложении N1 к настоящему Государственному контракту.
В соответствии с п. 3.1 контракта при выдаче Изделия Получателю Исполнитель оформляет Акт приема-передачи выполненных работ (Приложение N 2 к настоящему Государственному контракту). Указанный Акт оформляется в 3 (трех) экземплярах, один из которых передается Государственному заказчику, один остается у Исполнителя, один - у Получателя. Датой приема-передачи по настоящему Государственному контракту является дата подписания Исполнителем и Получателем Акта приема-передачи выполненных работ.
Согласно п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4 контракта исполнитель обязан выполнить работы по ремонту, указанные в Приложении N1 в установленный срок и после предоставления Направления, в соответствии с условиями и способами выполнения работ, указанными в п.2.2, настоящего Государственного контракта
<!
Пунктами 4.3.1, 4.3.2 контракта установлено, что государственный заказчик имеет право проверять ход, срок и соответствие выполняемых работ, предусмотренных настоящим Государственным контрактом; требовать от Исполнителя надлежащего выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
В случае расторжения настоящего Государственного контракта по решению суда в связи с существенными нарушениями Исполнителем своих обязательств, а также в случае принятия решения Государственным заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта в связи с существенными нарушениями Исполнителем своих обязательств, сведения об Исполнителе будут включены в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При расторжении Государственного контракта в связи с односторонним отказом Стороны Государственного контракта от исполнения Государственного контракта другая Сторона Государственного контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта (п. 5.1, 5.2 контракта).
В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Государственным контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, Государственный заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Государственным контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Государственным контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Государственным контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Государственным контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Исполнителем. Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения (в том числе гарантийного обязательства) Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом (п. 5.4.1 контракта).
В соответствии с п. 9.1 контракта настоящий Государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 30.11.2022 года, а в рамках взаиморасчетов и проведения их выверки до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Приложением N1 к контракту стороны согласовали "Техническое задание":
Наименование работ |
Описание выполняемых работ |
Объем работ, изделий |
Цена за работу, руб. |
Общая цена, руб. |
Ремонт протезно- ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) |
Заменить силиконовый чехол с мембраной для вакуумного крепления, конический на бедро |
1 |
837 581,13 |
837 581,13 |
Заменить вакуумный клапан для гильзы протеза голени, бедра | ||||
Заменить насадку на гильзу для ламинирования, дерево | ||||
Заменить РСУ для гильзы под пирамидку поворотный, сталь | ||||
Заменить РСУ поворотный с пирамидкой, сталь | ||||
Заменить зарядное устройство | ||||
Заменить оболочку защитную | ||||
Заменить стопу | ||||
Заменить оболочку стопы | ||||
Итого: |
1 |
- |
837 581,13 |
В связи с тем, что исполнителем ООО "МеталлЭксперт" не выполнены работы по ремонту протезно-ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) для обеспечения инвалида ГУ ХРО ФСС РФ в сроки предусмотренные контрактом, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.06.2022 N477 (решение от 11.10.2022 N12-04/04-5426).
В результате изучения материалов дела N7-3/687, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
04.07.2022 в адрес заказчика поступило заявление от Литвинова Д.В. которым просит отправить направление N17991858 от 30.06.2022, выданное в рамках государственного контракта N477 от 27.06.2022 исполнителю ООО "МеталлЭксперт", в связи с тем, что адрес пункта приема заказов не известен.
08.07.2022 ГУ ХРО ФСС РФ в адрес ООО "МеталлЭксперт" направлено письмо N12-04/15-3583 которым по поручению инвалида Литвинова Д.В., заказчик передает обществу направление N17991858 от 30.06.2022 для выполнения работ по ремонту протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением в соответствии с условиями контракта.
29.07.2022 ГУ ХРО ФСС РФ в адрес ООО "МеталлЭксперт" направлено письмо N12-04/15-4046 из которого следует, что до настоящего времени запрошенная информация обществом не представлена. Просит в срок до 05.08.2022 представить информацию о пункте приема, организованном в г. Хабаровске.
12.08.2022 ГУ ХРО ФСС РФ в адрес ООО "МеталлЭксперт" направлено письмо N12-04/15-9238 из которого следует, что до настоящего времени информация о пункте приема, организованном в г. Хабаровске, также не представлена.
Решение об одностороннем отказе от исполнения договора принято заказчиком 11.10.2022 в связи с тем, что обществом допущено существенное нарушение условий контракта, выразившимся в невыполнении работ по ремонту протезно-ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) для обеспечения инвалида в 2022 году.
11.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 21.10.2022.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
24.10.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "МеталлЭксперт" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "МеталлЭксперт" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "МеталлЭксперт", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
В ходе проведения проверки от ООО "МеталлЭксперт" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта от 27.06.2022 N477 на выполнение работ по ремонту протезно-ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) для обеспечения инвалида в 2022 году, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Государственным учреждением - Хабаровским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации об ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057/ КПП 332901001), а также о директоре/учредителе общества - Чувилине Илье Станиславовича (ИНН 332714210533) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от контракта от 27.06.2022 N477 на выполнение работ по ремонту протезно-ортопедического изделия (протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением) для обеспечения инвалида в 2022 году по итогам электронного аукциона N0222100000222000135 сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 ноября 2022 г. N РНП-27-535
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022